Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Японская доля. Токио не хочет покидать «Сахалин-1»

Японская доля. Токио не хочет покидать «Сахалин-1»

Президент РФ Владимир Путин 5 августа подписал указ, «замораживающий» в числе прочего любые сделки с долями владения в нефтегазовом проекте «Сахалин-1». Оператором проекта является Exxon Neftegaz Ltd., дочерняя компания американской ExxonMobil. Ей принадлежит 30% в проекте, у Роснефти — 20%, у японской Sodeco — 30%, у индийской ONGC Videsh Ltd. — 20%. Теперь такая структура акционеров не изменится как минимум до 31 декабря.

Основным рынком сбыта энергоносителей, добываемых в рамках «Сахалина-1», является Япония. Реакция Токио была быстрой, предельно аккуратной и выдержанной в нейтральных тонах: «Я думаю, мы должны прекратить торговлю долями в „Сахалине-1“ с третьими сторонами или третьими странами, — заявил на пресс-конференции 8 августа министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда. — Мы будем придерживаться нашей нынешней политики, поэтому ситуация не изменится. Для нас 90% нефтяного импорта приходится на Ближний Восток, и Россия остается ценным источником закупок за пределами Ближнего Востока».

Пока неясной остается ситуация с главным акционером «Сахалин-2», оператором проекта американской ExxonMobil. Этот нефтегазовый гигант еще в марте объявил об уходе из России, а буквально 4 августа агентство Reuters сообщило о начале передачи его доли неназванному покупателю. Устранение от руководства американцами привело к падению среднесуточной добычи с 220 тыс. баррелей в сутки при стабильной работе до 10 тыс. баррелей в сутки по состоянию на 1 июля. Не исключено, что именно действия ExxonMobil ускорили подписание президентского указа.

Ранее официальный Токио выступил за сохранение участия японских компаний в консорциуме по разработке «Сахалин-2», несмотря на объявленный выход из проекта англо-голландского оператора Shell и перенос управляющей компании в российскую юрисдикцию. Почему японская сторона не желает покидать сахалинские нефтегазовые проекты, объясняет заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Для Токио это стратегически важно сразу по нескольким причинам. Японцы имеют там долгосрочные контракты, условия поставки энергоносителей для них комфортны, очень выгодная логистика. А японские компании-участники проектов еще и получают существенные дивиденды как акционеры. Кроме того, японские производители машин и оборудования имеют некоторые привилегии при поставках техники для нужд обоих сахалинских проектов. И, наконец, в Токио хорошо понимают, что „свято место пусто не бывает“, в случае ухода японских компаний их место займут конкуренты из Китая, Индии, других дружественных России стран, что может привести к переориентации поставок. Сейчас Япония получает от сахалинских проектов примерно 10% от общего объема потребляемых энергоносителей. Это много, терять такого поставщика в Токио не хотят.

Другое дело, что, как говорил известный киногерой, „сидеть на двух лошадях седалища не хватит“. Японские власти стремятся сохранить свое участие в нефтегазовых проектах на Сахалине, при этом поддерживают санкционную политику Запада по отношению к России. Им нужно привести свое отношение к нашей стране в соответствие со своими интересами либо быть честными и выйти из добычных проектов на территории РФ».

С февраля многие иностранные компании, работающие в России в сфере добычи энергоносителей, объявили о своем уходе, но фактически этого до сих пор не сделали. Причины находятся разные — и масштаб их деятельности, и невозможность справедливой оценки бизнеса в условиях жестких страновых санкций, и скрытое нежелание покидать выгодный рынок. BP, Shell и Exxon Mobil публично отчитываются о многомиллиардных потерях из-за ухода из России, но фактически продолжают свое присутствие здесь. Невольно возникает мысль, что главными выгодоприобретателями указа Путина являются именно эти глобальные корпорации. Теперь как минимум до конца года они избавлены от головной боли, связанной с объяснением у себя на родине, почему они до сих пор не покинули Россию.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 08.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики