Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик связал остановку транзита нефти по «Дружбе» с несогласованностью санкций (аудио)

Аналитик связал остановку транзита нефти по «Дружбе» с несогласованностью санкций (аудио)

Прекращение «Укртранснафтой» транзита нефти по трубопроводу «Дружба» из РФ через Украину из-за непрохождения платежа в условиях ограничений Евросоюза выглядит как несогласованность санкций, у европейского регулятора нет регламента по проведению такого платежа. Об этом заявил «Известиям» эксперт Финансового университета при правительстве России и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков во вторник, 9 августа.

Ранее в этот же день компания «Транснефть» сообщила, что 4 августа «Укртранснафта» остановила прокачку нефти из РФ по южной ветке «Дружбы» в сторону Венгрии, Чехии и Словакии. Приостановка связана с тем, что российская сторона не может провести платеж за транзит в условиях санкций ЕС.

Украинская компания оказывает услуги по транспортировке энергоресурса на условиях предоплаты 100%. Но при осуществлении платежа от 22 июля за транзит в августе деньги были возвращены на счет «Транснефти» 28 июля.

Транзит через Белоруссию в направлении Польши и Германии продолжается.

Дело в том, что нет политического решения Киева перекрыть транзит, нет и запрета на получение нефти через «Дружбу» с европейской стороны, отметил Юшков.

«Там просто не проходит платеж «Транснефти» в адрес «Укртранснафты» за оказанную услугу и говорят, что не будут бесплатно качать нефть, и не качают ее. Но платеж тоже не запрещено проводить с точки зрения европейских санкций. Там просто этот платеж должен утвердить, чтобы он прошел, специальный европейский регулятор. Европейский регулятор говорит, что да, я бы утвердил, но у меня нет регламента: я не знаю, как, в общем-то, точно делать подобные разрешения либо отказы», — добавил он.

Пока в ЕС не разработают соответствующий регламент, платеж не могут провести.

По словам аналитика, судьба нефтяных поставок Венгрии, Чехии и Словакии находится под вопросом. Он допустил, что это может быть месть Брюсселя Будапешту за то, что он полтора месяца не давал принять шестой пакет антироссийских санкций, где как раз было эмбарго на поставки нефти из России.

Юшков рассказал, что поставки по южной ветке «Дружбы» оплачивала «Транснефть». Если российская компания заложит стоимость транзита в цену нефти и платежи за транзит «Укртранснафтой» будет перечислять в европейские компании — получатели нефти, то эти платежи пройдут. Получается, решить проблему довольно просто: попросить самих покупателей оплачивать транзит, что, по словам аналитика, будет стоить копейки.

Например, транзит нефти по северной ветке «Дружбы» в Польшу и Германию продолжается, потому что транзит через Польшу в ФРГ оплачивает покупатель — немецкие компании. По этой причине все платежи проходят без проблем. Согласно такой схеме, с европейскими фирмами-покупателями можно договориться, чтобы они переводили деньги за транзит «Укртранснафте», и поставки сохранятся, заключил специалист.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских заявил «Известиям», что Венгрия, Чехия и Словакия достаточно быстро почувствуют эффект от остановки транзита. По его словам, действия Украины в данной ситуации являются абсурдными и вызывающими.

Евросоюз ввел седьмой пакет санкций против РФ 21 июля. До этого, 3 июня, в окончательном чтении был утвержден шестой пакет санкций против России. Ограничительные меры включают в себя отказ стран ЕС от импорта нефти из России в течение шести месяцев и в течение восьми месяцев — отказ от нефтепродуктов.

Нефтепровод «Дружба» проходит через город Мозырь в Белоруссии, там разделяется на северную и южную ветви. Северная ветвь проложена через Белоруссию и Польшу в ФРГ, а южная — через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию.

По южной ветке поставки осуществляются в направлении европейских НПЗ Венгрии, Словакии и Чехии на основании долгосрочного договора между ПАО «Транснефть» и АО «Укртранснафта» на оказание услуг по транспортировке нефти на условиях 100-процентной предоплаты. В декабре 2019 года был продлен договор между «Транснефтью» и Украиной на прокачку через украинскую территорию до 1 января 2030-го.

Источник: Известия, 09.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики