Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: ЕС решил проучить Венгрию за независимую политику и ставку на ресурсы РФ

Юшков: ЕС решил проучить Венгрию за независимую политику и ставку на ресурсы РФ

Прекращение транзита нефти через украинский участок нефтепровода «Дружба» связано с Венгрией, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Европейцы воспользовались неопределенной ситуацией для политико-экономического давления на Будапешт.

Прекратился транзит нефти через Украину

Российская компания «Транснефть» сообщила об остановке транзита нефти через Украину.

Киев в лице «Укртранснафты» с четверга прекратил прокачку российского сырья по южной ветке нефтепровода «Дружба» в сторону Венгрии, Чехии и Словакии.

Технически проблема носит финансовый характер: украинская компания оказывает услуги по транспортировке нефти на условиях стопроцентной предоплаты, но последний российский платеж не был выполнен, и средства вернулись на счет «Транснефти».

«Газпромбанк» уведомил «Транснефть» о том, что платеж возвращен в связи со вступлением в силу регламента Евросоюза.

«Транснефть» ведет работу над обходными платежами, но пока безрезультатно.

Венгрия и Словакия пострадают

«Главными покупателями российской нефти по данному маршруту являются Венгрия и Словакия. Чехия – в гораздо меньшей степени, эта страна начала закупать альтернативную нефть транзитом через ФРГ», – заключает энергоэксперт Игорь Юшков.

Больше всего проблема бьет по Словакии: данной стране крайне сложно получать нефть альтернативным способом. Схожая история у словаков с газом, но Братислава не озвучивает свои претензии и продолжает поставлять на Украину оружие.

«Проблематично это и для Венгрии, но Будапешт через альтернативный транзит может осуществлять нефтяные закупки. Однако не в полном объеме – реализовать свои нужды в сырье венгры могут только через нефтепровод “Дружба”», – констатирует Юшков.

Данная история появилась после того, как Польша и Венгрия отказались следовать европейской дисциплине, делиться газом с другими странами ЕС и сокращать потребление голубого топлива зимой на 15%.

Есть основания предполагать, что перед нами способ надавить на Венгрию: премьер-министр Виктор Орбан давно критикуется в Брюсселе за энергетическую ставку на РФ.

Теоретически РФ может поставить нефть в Венгрию через Болгарию, но и здесь есть ограничения как в политическом плане – не надо забывать про политических парашютистов во главе с Кирилом Петковым, – так и в инфраструктурном.

«Такой маршрут крайне затратен – здесь придется выгружать нефть в порт и дальше транзитировать его по железной дороге. Уже был прецедент, когда весь нефтепровод “Дружба” на месяц останавливался из-за попадания в него хлорорганики. Какие-то объемы тащили по разным маршрутам по железным дорогам и даже задействовали для этого Средиземное море», – резюмирует Юшков.

Тогда выяснилось, что альтернативные пути дороже и не способны на 100% заменить поставки через традиционные нефтепроводы.

«Для всех удобней использовать нефтепровод, и действительно, есть такое ощущение, что ЕС хочет наказать Венгрию. Объяснение ситуации выглядит абсурдно – даже речи не идет о политическом решении Киева или Брюсселя», – заключает Юшков.

Согласно схеме оплаты за транзит «Транснефть» должна перечислять деньги в европейский банк, причем такие платежи не запрещены, но в ЕС якобы появились проблемы с регламентом, который в Брюсселе оказался не проработанным.

«Европейский регулятор сегодня “не знает”, как оформлять платеж за такие транзакции, в результате чего ЕС не отвергает и не подтверждает такую оплату. Выглядит все это странно, как и отсылки к ошибкам бюрократии», – констатирует Юшков.

Полтора месяца назад Будапешт заблокировал принятие шестого пакета санкций с пунктом о запрете покупки российской трубопроводной нефти.

«Скорее всего, Еврокомиссия пытается венгров проучить и показать Орбану, что выданные Будапешту уступки по закупке российской нефти могут быть в любой момент ограничены действиями Брюсселя», – резюмирует Юшков.

Технически решить данный вопрос можно очень просто, передав оплату за транзит сырья европейским компаниям-покупателям.

«Северная ветка “Дружбы” продолжает работать из-за того, что там за транзит платят компании-получатели, а здесь исторически так сложилось, еще с советских времен, что это являлось прерогативой “Транснефти”», – заключает Юшков.

Ситуация напоминает провокации против Калининградской области: Брюссель не пойдет на прекращение этого маршрута, поэтому блокировка носит временный характер, а стороны рано или поздно придут к компромиссу.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики