Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За транзит по трубопроводу «Дружба» Украине заплатили европейские потребители

За транзит по трубопроводу «Дружба» Украине заплатили европейские потребители

«Транснефть» заявляла, что прокачка нефти была остановлена еще 4 августа, а платеж «Газпромбанка» за украинский транзит оказался отклонен, очевидно, по недосмотру европейских банкиров. Венгерская компания MOL сама расплатилась за транзит, и нефтепровод возобновил работу

Нефть по трубопроводу «Дружба» снова поступает в Словакию. Ожидается, что в четверг топливо будет в Венгрии. Ранее прокачка была остановлена из-за неоплаты за транзит по Украине. В итоге за транспортировку топлива заплатили европейские потребители.

Изначально сообщение выглядело довольно резонансным. «Транснефть» заявила, что еще с 4 августа остановлена прокачка нефти по южной ветке трубопровода «Дружба». По ней топливо через Украину поступает в Венгрию, Чехию и Словакию. При этом, по северному участку, куда нефть через Белоруссию идет в Германию и Польшу — транзит не останавливался. Выяснилось, что платеж за транзит проводил «Газпромбанк», ныне это главная организация, с помощью которой идет оплата за поставку российских энергоресурсов в Европу. В «Транснефти» сообщили, что деньги «Укртранснафте» были переведены, но платеж вернулся из-за европейских санкций, хотя ограничения не касаются поставок российской нефти по трубам. Более того, для нее было сделано отдельное исключение, на чем наставали конкретно те самые страны, которые получают топливо из России по южной ветке «Дружбы». Судя по всему, произошло недоразумение, которое может быть связано с работой некоего европейского банка, название которого даже не упоминается, говорит словацкий экономист Владимир Бачишин:

«Газпромбанк не входит в список банков, на которые распространяются санкции, специально из-за того, чтобы оплачивать энергоресурсы. Эти деньги, не знаю в какой банк, наш министр экономики это не разглашал, но сбой произошел, потому что кто-то обрабатывал это платежное поручение в каком-то европейском банке, кто не совсем разбирается в санкциях, и отклонил это платеж. Заводы в Венгрии и Словакии не могут существовать без российской нефти».

В итоге деньги за украинский транзит перевел венгерский нефтегазовый концерн MOL. Ему принадлежит один из крупнейших в странах Центральной Европы нефтеперерабатывающий комбинат в Братиславе Slovnaft. Причем, сумма совсем небольшая — около 9-10 миллионов евро. Да и в принципе, цена вопроса не очень высока. Речь идет о десятилетнем транзитном контракте, который «Транснефть» заключила с «Укртранснафтой» в конце 2019 года. Его общая сумма составила полтора миллиарда евро. Или в среднем 150 миллионов в год. Соответственно, примерно 12,5 миллионов евро в месяц. Причем, как в мае считало Bloomberg, основываясь на данных за 2021-й, Россия на экспорте нефти по южной ветке «Дружбы» зарабатывает около шести миллиардов долларов в год. И еще два нюанса. Формально услуги по транзиту сейчас заказывают европейские потребители и им выгоднее самим заплатить Украине, чем недополучать топливо, объясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Заказчиком услуг по транспортировке нефти через территорию Украины выступает теперь не «Транснефть», в общем-то, а европейские покупатели, и тут ничего не нужно одобрять, то есть европейские страны в европейский банк могут переводить евро без каких-либо ограничений, естественно, и это не потребует никакого одобрения со стороны европейского регулятора, поэтому все очень просто. И плюс к тому, на каждый баррель стоимость транзита через Украину выходит копеечной, поэтому для них это тоже, в общем-то минимальные какие-то издержки, гораздо больше издержек у них есть, когда останавливается поставка нефти, поэтому так легко MOL и Словакия пошли на то, чтобы взять на себя эту нагрузку».

Можно предположить, что по такой же схеме, когда сама Европа платит за украинский транзит — компании будут работать и дальше. С финансовой точки зрения — это выгодно всем. «Укртранснафта» большую часть дохода получает от транзита, поэтому заинтересована, чтобы платежи за него приходили вовремя. Москва избавляется от головной боли, которая в данном случае появилась из-за того, что банкиры не знают, как правильно трактовать европейские санкции. Ну, а Венгрия, Чехия и Словакия, которые добились, чтобы ограничения не затронули трубопроводную нефть — будут и дальше получать нефть. Причем в Словакии заявили, что проблема была чисто технической и не надо усматривать ничего другого. Но главное, что в Венгрии сообщили, что прокачка в среду возобновилась и в четверг топливо дойдет до страны. А в Братиславе и вовсе заявили, что нефть уже начала поступать в Словакию.

Источник: BFM.RU, 10.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики