Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия и Словакия спрямили транзит

Венгрия и Словакия спрямили транзит

Страны оплатили прокачку нефти через Украину

Венгрия и Словакия, почти неделю не получавшие нефть по нефтепроводу «Дружба» из-за проблем у «Транснефти» с оплатой транзита, оперативно решили проблему, договорившись с Украиной о прямых платежах. Поставки в эти страны возобновились 10 августа. Но Чехия, крупнейшие НПЗ в которой контролирует Польша, до сих пор даже не начинала переговоры о переходе на новую схему оплаты за прокачку, уверяют источники “Ъ”. По мнению экспертов, подобные сделки останутся под рисками, пока регуляторы не выработают механизмы их одобрения, а это может затянуться.

«Транснефть» 10 августа в 16:00 по московскому времени восстановила прокачку нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба», которая была остановлена 4 августа (см. “Ъ” от 9 августа). Этот маршрут идет через территорию Украины в Венгрию, Словакию и Чехию (объем поставок в 2021 году в эти страны составил 12 млн тонн). Но на прошлой неделе оператор украинской части трубы «Укртранснафта» остановила транзит, так как «Транснефть», исторически вносившая предоплату за поставки через Украину, не смогла провести платеж из-за вступления в силу седьмого пакета санкций ЕС. Согласно документу, банковские трансакции из России должен проверять национальный регулятор, который не смог этого сделать, сославшись на отсутствие порядка выдачи подобных разрешений.

Чтобы решить сложившуюся ситуацию, владельцы ключевых НПЗ — венгерская MOL и подконтрольная ей словацкая Slovnaft —договорились с «Укртранснафтой» самостоятельно оплатить транзитные сборы за транспортировку нефти по южной ветке «Дружбы» и внесли платежи за август с утра 10 августа, после чего поставки возобновились. К вечеру Словакия подтвердила поступление сырья на территорию страны, в Венгрии первую нефть получат ночью. До словацких НПЗ нефть должна дойти утром 11 августа.

В то же время Чехия до сих пор остается отрезанной от поставок, так как даже не начинала переговоры о самостоятельной оплате транзита по «Дружбе», сообщили источники “Ъ”, знакомые с ситуацией.

Ключевые НПЗ в стране в Литвинове и Кралупи, а также местную сеть из 400 АЗС, которые входят в Unipetrol, контролирует польская PKN Orlen. В словацкой Transpetrol подтвердили, что поставки в Чехию по южной ветке «Дружбы» восстановлены не будут. Собеседники “Ъ” отмечают, что в Варшаве, скорее всего, предпочтут завозить сырье по нефтепроводу из Германии и самой Польши. Эти страны также получают российскую нефть (ключевой поставщик — «Роснефть»), но по северной ветке «Дружбы», идущей через Белоруссию, и традиционно сами платят за транзит. К тому же на рынке отмечают, что после объединения двух крупнейших польских нефтекомпаний PKN Orlen и LOTOS им с учетом падения спроса на топливо из-за высоких цен невыгодно загружать чешские заводы, если можно поставлять в страну уже готовые собственные нефтепродукты.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что переход на самостоятельные платежи был самым простым и очевидным выходом из сложившейся вокруг «Дружбы» ситуации. Но, считает он, она должна стать сигналом и для других российских компаний, работающих через европейские банки, так как неясно, как быстро регуляторы ЕС выработают регламенты и подзаконные нормативные акты для одобрения платежей из России и сделок. Также под рисками, по его мнению, могут оказаться поставки газа из России, хотя европейские власти уверяли, что их санкции никаким образом не коснутся.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: КоммерсантЪ, 10.08.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики