Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа запретила себе российский уголь

Европа запретила себе российский уголь

Со среды 10 августа начинает действовать запрет на перевозку угля и других твердых ископаемых видов топлива из России через территорию ЕС и на их поставку в ЕС, аналогичный запрет введен Великобританией.

Эмбарго на поставки российского угля в ЕС было введено в рамках пятого пакета санкций. Ежегодный объем импорта угля в страны ЕС составляет 8 млрд евро, около половины этой суммы приходится на поставки из РФ. Страны Европы активно ищут новых поставщиков угля.

Германия, на фоне энергетического кризиса, ради уменьшения спроса на газ, решилась на временное увеличение использования электростанций, работающих на угле, чтобы пополнить запасы угля к зиме, следует из доклада Международного энергетического агентства (МЭА).

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Россия в настоящее время активно перестраивает угольный экспорт для минимизации эффекта об европейского эмбарго.

"С одной стороны, европейский угольный рынок был основным для России. И для европейцев мы были главным поставщиком угля, особенно энергетического угля. При этом понимание, что по углю нам придется перестраиваться на азиатские рынки, стало ясно не в этом году, а довольно давно, как только Европа начала вынашивать планы по декарбонизации энергетики. Европейцы с годами стали потреблять все меньше угля, такая тенденция была не новой. Разумеется, сейчас, с введением эмбарго на российский уголь приходится резко заканчивать перестроение, и для российской угольно промышленности все будет зависеть от того, насколько оптимальной окажется логистика", - сказал он.

"Сейчас все больше приходится грузить уголь морским транспортом и отправлять в Азию тот объем, который шел в Европу. Морской путь – не самый оптимальный вариант экспорта, по счастью, это компенсируется тем, что уголь в мире стал довольно дорогим. При дорогом угле морские перевозки остаются рентабельными, тем более что уголь легко транспортировать: просто загрузить в сухогруз и отправить. Кстати, пока Россия везет больше угля в Азию, другие поставщики отправляют его в Европу. То есть сейчас мы попросту меняемся рынками сбыта с такими экспортерами угля, как ЮАР, США, Австралия, Индонезия и Колумбия. Они замещают выпадающие объемы в Европе, мы замещаем выпадающие из-за их переориентацию на ЕС объемы в Азии, в сумме ничего катастрофического не происходит", - обратил внимание экономист.

"Для европейцев это эмбарго создает больше проблем. Если Россия заранее начала перестраиваться на Азию, зная, что ЕС хочется отказаться от угля к 2030 году, то Европе теперь приходится срочно искать замену. А ведь для них оптимальная логистика угольных поставок – как раз из России, которая в течение пары суток способна привезти необходимые объемы по железной дороге. США, ЮАР, Австралия, Индонезия – это все очень далекие от Евросоюза страны, и за логистику поставок оттуда придется значительно доплачивать. По сути, можно говорить о том, что если раньше рынки были выстроены с точки зрения экономики, то сейчас они перестраиваются с точки зрения политики. Конечно, это отразится на потребителе, которому придется за все платить", - заключил Игорь Юшков.

Отметим, что по данным Минэнерго, добыча угля в России за шесть месяца этого года примерно соответствует уровню прошлого года. По итогам года, в соответствии с негативным прогнозом, добыча угля может сократиться на 17% по сравнению с результатом 2021 года, а экспорт может снизиться на 30%, до 156 млн тонн. В 2021 г. экспорт угля из России составил 223 млн тонн, из них в Европу 50,4 млн тонн.

Напомним, в феврале Минэнерго РФ заявляло, что разрабатывается межправсоглашение с Китаем об увеличении поставок до 100 млн тонн в ближайшие 4-5 лет. Кроме того, в прошлом году был подписан меморандум об увеличении поставок в Индию с 8 млн до 40 млн тонн.

Авторы: Ольга Калгашкина, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 10.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики