Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Казахстан наладить поставки нефти в обход России

Сможет ли Казахстан наладить поставки нефти в обход России

Для этого придется значительно расширить портовые мощности и построить танкерный флот

Казахстан с сентября, по данным источников Reuters, начнет продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана.

Один из собеседников агентства уточняет, что казахстанская государственная нефтяная компания «Казмунайгаз» (КМГ) ведет переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн т казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан. Другой источник утверждает, что окончательный контракт должен быть подписан в конце августа, а поставки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) начнутся через месяц.

Агентство отмечает, что объем поставок составит чуть более 30 000 барр./сутки и «является ничтожным» по сравнению с 1,3-1,4 млн барр./сутки, которые сегодня экспортируются по трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Казахстан начал искать пути экспорта в обход территории России после того, как возникла угроза приостановки поставок по системе КТК.

Как писали «Ведомости», в начале июля Приморский районный суд Новороссийска вынес решение о приостановке деятельности морского терминала КТК на 30 суток для устранения нарушений, выявленных Ространснадзором. Консорциум тогда пояснял, что намерен обжаловать данное решение. В итоге 11 июля Краснодарский краевой суд отменил решение нижестоящей инстанции и заменил приостановку деятельности КТК на штраф в 200 000 руб.

Представитель «Казмунайгаза» заявил «Ведомостям», что помимо экспорта нефти через систему КТК компании доступны и «альтернативные маршруты»: например, трубопровод Атырау – Самара (проектная мощность составляет около 17 млн т в год, загружен примерно на 70%. – «Ведомости»), а также поставки через трубопровод Казахстан – Китай и через порт Актау в направлении на Баку и Махачкалу. «Вместе с тем компанией ведется дополнительная работа по диверсификации транспортных маршрутов нефти. Все возможные альтернативные маршруты транспортировки в настоящее время находятся в стадии проработки», – отметил он.

На вопрос о поставках через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан представитель «Казмунайгаза» не ответил.

В SOCAR и КТК на момент публикации не ответили на запросы «Ведомостей».

Экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 млн барр./сутки.

Аналитик «Финама» Андрей Маслов отмечает, что мощности КТК и трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (67 млн и 62 млн т нефти в год соответственно. – «Ведомости») сопоставимы, но по последнему маршруту наряду с казахской прокачивается и азербайджанская нефть, что «существенно снижает его потенциал». «Учитывая, что на протяжении последних лет трубопровод был загружен почти полностью, позволяя поставлять около 58–60 млн т бакинской нефти в год, при максимальной загрузке Казахстан сможет прокачивать порядка 1,5–2 млн т в год по этому маршруту», – подсчитал он.

Эксперт добавляет, что сейчас у Казахстана нет технической возможности прекратить сотрудничество в рамках КТК. Поэтому Нур-Султан таким образом, скорее, пытается продемонстрировать Москве наличие альтернативных маршрутов экспорта нефти, а не найти реальный выход из сложившейся ситуации.

С этим согласен эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов: «О полном отказе от КТК речи не идет». Но в долгосрочной перспективе диверсификация поставок, по его словам, возможна, особенно на фоне многочисленных перебоев в работе КТК в 2022 г. Напомним, что 21 марта в районе морского терминала КТК из-за сильного шторма были повреждены два из трех выносных причальных устройств (ВПУ), из-за чего отгрузку нефти пришлось приостановить. Починили оба ВПУ к концу мая. А 11 июня вблизи одного из ВПУ была обнаружена мина времен Второй мировой войны, из-за чего отгрузка нефти на время разминирования приостанавливалась.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сомневается, что между «Казмунайгазом» и SOCAR будут подписаны конкретные обязывающие соглашения. «Азербайджанский маршрут сейчас сильно ограничен по объемам как с точки зрения достаточного количества танкеров, так и свободных мощностей нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Перенаправить значительные объемы нефти с КТК технически невозможно», – поясняет он.

Научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин обращает внимание, что трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан рассматривается в качестве альтернативного экспортного маршрута для поставок казахстанской нефти «уже 15 лет». «Еще в 2006 г. при запуске этого трубопровода присутствовал тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, что вызвало вопросы у российской стороны, поскольку именно тогда обсуждалось расширение пропускной способности КТК», – напоминает Притчин. Но азербайджанский маршрут все это время, по его словам, почти не использовался как более дорогой и менее надежный.

«Во-первых, Казахстан не является акционером этого трубопровода, соответственно, нет и возможности использования его на льготных условиях. Во-вторых, он ограничен пока в доставке нефти по морю в Азербайджан. КТК строился под казахское месторождение “Тенгиз”, – поясняет Притчин. – А для переброски в Баку придется строить новые перевалочные терминалы в Актау или Курыке и тянуть трубу до них, значительно расширять танкерный флот, учитывая при этом мелководье Каспия».

Даже если Казахстаном будет принято принципиальное решение на политическом уровне о диверсификации маршрутов, его реализация, по мнению эксперта, потребует «серьезных усилий» и времени, поэтому Россия в среднесрочной перспективе сохранит за собой статус ключевого транзитера казахстанской нефти.

Авторы: Николай Николаев, Илья Лакстыгал 

Источник: Ведомости, 12.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики