Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пражеские происки

Пражеские происки

Чехия ждет начала поставок нефти без оплаты транзита

Единственный оставшийся до сих пор без нефти потребитель на южном направлении нефтепровода «Дружба» —Чехия — рассчитывает получить сырье не позднее 13 августа. Но, как уверяют источники “Ъ”, страна, в отличие от Венгрии и Словакии, до сих не оплатила транзит и не вела об этом переговоров с российской и украинской сторонами. Возможно, Прага рассчитывает на прохождение отправленного в начале недели платежа «Транснефти». Эксперты считают, что у страны есть возможность подождать разрешения ситуации и нет политического желания менять систему оплаты.

Глава MERO, оператора чешского участка нефтепровода «Дружба», Ярослав Пантучек ожидает возобновления поставок российской нефти в страну 12–13 августа, после того как будут решены проблемы с оплатой транзита. Прокачка остановилась 4 августа, так как «Укртранснафта» не получила от «Транснефти» предоплаты за транзит российского сырья по территории Украины. Средства, которые российская монополия направила 22 июля, были возвращены, так как трансакцию, согласно новым правилам седьмого пакета санкций, не смог одобрить местный регулятор, ссылаясь на отсутствие регламента.

Венгрия и Словакия (в прошлом году поставки туда составили 3,4 млн и 5,2 млн тонн соответственно) после недолгих переговоров оплатили транзит своих объемов нефти самостоятельно, так что уже 10 августа прокачка в эти страны была возобновлена. Как уверяет Ярослав Пантучек, контролирующий чешские НПЗ польский PKN Orlen также договорился об оплате транзита. От более подробных комментариев в компании и самом владельце заводов Unipetrol отказались. Вечером 10 августа помощник главы Transpetrol (оператор словацкого участка «Дружбы») Линда Вашковичова заявляла, что поставки нефти в Чехию по южной ветке трубы возобновлены не будут.

В «Транснефти» удивлены позицией Чехии: у компании, как пояснил “Ъ” советник ее президента Игорь Демин, нет официальной информации об оплате от чешских партнеров.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, полагает, что Чехия может ждать прохождения платежа за транзит от российской монополии, который та в очередной раз направила через Газпромбанк. Но, отмечает собеседник “Ъ”, до сих пор неясно, будет ли он принят или деньги вернутся, как дважды до этого. Другой источник “Ъ” на рынке отмечает, что предметных переговоров о самостоятельной оплате транспортировки Прага ни с российской, ни с украинской стороной не вела.

В перспективе, говорят собеседники “Ъ”, когда «уладятся бюрократические барьеры», скорее всего, будет возвращена «исторически сложившаяся с советских времен схема оплаты за украинский транзит» со стороны «Транснефти». Компания просто компенсирует MOL оплаченные за август деньги. Подконтрольная венгерской компании Slovnaft поясняла, что потраченные сейчас на транзит средства будут учтены в расчетах с российской стороной через взаимное кредитование.

При этом источники “Ъ” считают, что ситуация с возобновлением поставок в Чехию может затянуться, так как у страны нет острой необходимости в сырье. Как заявлял глава Минпромторга Чехии Йозеф Сикела, стратегических запасов нефти для национальных НПЗ в Чехии хватит примерно на три месяца. По его данным, производство на двух заводах в Литвинове и Кралупы-над-Влтавой идет в штатном режиме на запланированном уровне.

Помимо резервов, уверяют в Праге, у страны есть обширная база поставщиков из Европы и за пределами континента.

У Чехии, признает советник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, больше альтернатив, чем у соседей, для получения сырья не из России. Поэтому, считает эксперт, страна медленнее реагирует на ситуацию и не торопится с оплатой. В частности, чешские НПЗ могут получать нефть нероссийского происхождения в различных портах Германии, например в Ростоке, откуда выгруженная с танкеров нефть может транспортироваться по нефтепроводу до Чехии.

Такой вариант более сложный и затратный, чем получение нефти по «Дружбе», однако экономически выгоднее, чем дорогие железнодорожные поставки, которые остаются единственной альтернативой для Венгрии и Словакии. К тому же, говорит эксперт, тормозить процесс перехода на прямую оплату может «отсутствие соответствующего политического желания у Варшавы как владельца чешских НПЗ».

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: КоммерсантЪ, 11.08.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики