Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Bloomberg: обмеление Рейна ударило по европейскому рынку дизеля

Bloomberg: обмеление Рейна ударило по европейскому рынку дизеля

Европу ждут тяжелые осень и зима, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. Увеличение поставок дизеля из Азии в зимние месяцы сойдет на нет, а отказ от российских нефтепродуктов сделает ситуацию критической.

Дизель устремился из Азии в Европу

Информационное агентство Bloomberg сообщает о росте интереса ЕС к дизельному топливу.

По данным Vortexa, в течение августа пять танкеров с 3 млн баррелей дизеля готовы отправиться из Азии в Европу. Это самый высокий показатель за пять месяцев в пересчете на баррель в день, поставки с Ближнего Востока также будут расти.

Рост экспорта дизеля, который в ЕС используется в промышленности, на транспорте и для производства электроэнергии, является результатом рыночных эффектов, связанных с ценами на топливо на ключевых европейских хабах.

Цены на дизель в АRA (Амстердам – Роттердам – Антверпен) выше, чем в Азии. Этому способствует снижение спроса на топливо в Китае из-за последствий локдауна в Шанхае, а также сезонное затишье на индийском топливном рынке.

Влияет на ситуацию и погодный фактор: в Европе зафиксирована историческая засуха, благодаря которой упал уровень воды в Рейне.

Данная река соединяет порты ARA c Западной Германией, Францией и Швейцарией, а сегодня значительная часть русла Рейна непроходима для барж с нефтепродуктами, вследствие чего в экономике ЕС сформировался дисбаланс с дизельными поставками.

Ситуация грозит сокращением запасов топлива, которые ЕС пытается пополнить перед зимой.

Швеция и ФРГ сообщают о росте потребления нефти и угля с целью замещения слишком дорогого и дефицитного в этом году природного газа, но до сих пор непонятно, какой итоговый спрос в Европе будет зафиксирован в декабре.

Дизельным поставкам из Индии и Северной Азии потребуется примерно месяц, чтобы достигнуть европейских берегов. Данные поставки начнут приходить в ЕС в конце августа, причем некоторые суда сразу прибудут с грузом в 1 млн баррелей.

Данная ситуация усиливает конкуренцию между азиатским и европейским рынками.

МЭА сообщает, что наблюдается переход с газа на нефть, в результате которого потребление черного золота выросло на 380 тысяч баррелей в сутки. В холодные месяцы это может ударить по европейской экономике.

В Bloomberg фактором риска называют перебои с поставками голубого топлива «Газпрома», но по российскому направлению присутствует еще один важный момент.

5 декабря 2022 года произойдет отказ ЕС от российской нефти, а 5 февраля 2023 года – от российских нефтепродуктов. Все это усложнит ситуацию в Европе, где кроме дизеля в качестве газозамещения активно используют мазут. Давление на европейскую энергетику постепенно растет и в зимние месяцы достигнет кульминации.

Зимой ситуация в ЕС ухудшится

«Проблемы в европейской энергетике зимой не исключены. В Германии заявили, что им хватит запасов газа менее чем на три месяца в случае прекращения поставок российского сырья», – констатирует энергоэксперт Александр Перов.

Отопительный сезон в ЕС пока далеко, а вместе с ним и главные энергетические проблемы, но уже сейчас обстановка там близка к чрезвычайной.

«Не надо забывать про то, что пресловутый СПГ немцев не спасет из-за того, что в ФРГ нет терминалов по приему этого топлива. Неожиданно выяснилось, что Германия, являющаяся главным потребителем российского газа, не сможет от него отказаться не из-за отсутствия альтернативного сырья, а по логистическим причинам», – резюмирует Перов.

В ЕС существует множество нерешенных вопросов, вследствие которых возник дисбаланс на топливном рынке. Если осенью темпы восстановления китайской экономики увеличатся, это приведет к тому, что снизится предложение на рынке нефтепродуктов.

«Европа с ужасом ждет осени-зимы: в этот период она будет заложником энергетической политики России. Европейцы не смогут к концу 2022 года отказаться от сотрудничества с Москвой, зависимость по газу останется на уровне в 20%», – заключает Перов.

Схожая ситуация по нефти и нефтепродуктам: любое изменение конъюнктуры и рост спроса на альтернативных рынках могут привести к тому, что перед Евросоюзом встанет вопрос отмены или коррекции антироссийских санкций.

«Европу ждут непростые времена как с точки зрения политики – умения договориться с Россией, – так и экономики и энергетики», – констатирует Перов.

Ситуация с дизельными танкерами демонстрирует, что европейская энергетика уязвима, а любое неожиданное событие в условиях конфронтации с Россией ставит перед ней задачи, которые чрезвычайно сложно решать.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики