Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Кому «сливки» от тарифов?»

«Кому «сливки» от тарифов?»

Тарифы на электроэнергию растут постоянно. Из-за этого дорожает всё — хлеб, молоко. Кто за это ответит?

Повышение энерготарифов — угроза для экономического роста страны, заявил Дмитрий Медведев на заседании Президиума Госсовета, прошедшем на днях в Хакасии. После очередного скачка тарифов нас «успокаивают»: мол, за границей они ещё больше.

— С 2000 г. средние тарифы выросли более чем в 3 раза. Если тенденция сохранится, к 2014 г. мы будем иметь цены на электроэнергию в России выше, чем в США, в Финляндии... — сказал президент.

В Курской обл., к примеру, установленная местными властями стоимость электричества для предприятий уже выше, чем в Европе.

Почему так получилось? Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности , уверен, что энергореформа в стране провалилась. Частные инвесторы, получив в руки мощности, должны были их наращивать (строить электростанции), что в итоге должно было снизить тарифы. Но они заботились только о прибыли.

Обещали, что после дробления единой энергосистемы на отдельные части новые «хозяева света» вложат огромные средства, отремонтируют имеющиеся мощности, сделают их более эффективными, будут строить новые. Это была основа промышленного роста страны, который невозможен без новых источников энергии. Говорили об этом и на нынешнем заседании Госсовета. Дескать, энергетикам нужны деньги на новые станции и линии электропередачи. Но есть ли толк отрывать средства от дефицитного госбюджета, который с трудом находит деньги на мизерное повышение пенсий, когда энергоотрасль — особенно региональные сети и сбытовые компании — остаётся неэффективной и непрозрачной? Будет ли после этого гарантия, что стоимость электроэнергии перестанет-таки расти? Вряд ли.

Ведь рост тарифов у нас научились очень умело оправдывать.

— Можно, к примеру, предъявить нам арифметику, согласно которой цена на бензин растёт из-за неправильной налоговой политики. Но в реальности мы понимаем, что проблема роста тарифов заключается в том, что как в нефтяной промышленности, так и в энергетике у нас осталась монополия. Никакого обещанного рынка в энергетической отрасли, который должен был снизить тарифы, нет, — подчеркнул К. Симонов.

Понятно, что энергетики, за долгие годы распробовавшие прибыль, не требующую особых усилий, просто так свою вотчину не отдадут. Но если государство не начнёт сейчас вмешиваться в работу этой монополии, потом жертвы могут оказаться гораздо серьёзнее. Ведь невозможно без ограничений «выкачивать» одни и те же мощности.

Тогда у нас и без цунами или любого другого природного катаклизма может наступить энергетический коллапс.

Для изменения ситуации, считают многие эксперты, надо честно признать, что реформа была ошибочной, и попытаться восстановить вертикаль энергетики. И государство уже частично идёт по этому пути. Так, президент потребовал от правительства активнее включиться в решение проблем, вызывающих рост цен на электроэнергию, и напомнил о персональной ответственности глав регионов и руководства правительства. Вице-премьер Игорь Сечин подписался под обязательством не допустить годового роста тарифов на электричество выше, чем 10% для населения и 15% для предприятий. Надеемся, на этот раз указание будет выполнено. Иначе издержки на электроэнергию «съедят» нашу экономику.

Авторы: Дарья Катина, Александр Колесниченко

Источник: Аргументы и факты, 16.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики