Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков обозначил условие, при котором Россия согласится запустить «Северный поток – 2»

Аналитик Юшков обозначил условие, при котором Россия согласится запустить «Северный поток – 2»

Вице-спикер бундестага ФРГ Вольфганг Кубики выступил за немедленный запуск газопровода «Северный поток — 2», чтобы заполнить хранилища на зиму. Эксперт по энергетике Игорь Юшков объяснил, почему Берлин все еще колеблется, несмотря на рекордные цены, и на каких условиях Россия готова будет реанимировать этот проект.

Федеральный министр экономики должен сделать все, чтобы жители Германии имели больше энергии, призвал накануне вице-спикер бундестага Вольфганг Кубики. Российский газ, по его словам, не становится лучше или хуже в зависимости от трубопровода, из которого поступает. Если «Северный поток — 1» работает, почему бы не запустить «СП-2»?

Такие призывы звучат в Европе все чаще. Между тем «Газпром» оповестил потребителей, что единственная турбина «Северного потока» будет остановлена на техобслуживание на три дня, с 31 августа до 2 сентября. После этой новости цена газа побила новый рекорд — 2730 долларов за тысячу кубометров.

Почему европейцы в условиях кризиса не пересмотрят свои запреты на «СП-2» и выгодно ли самой России запускать газопровод, сбивая цены на рынке, в интервью «ПолитЭксперту» рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

ПЭ: Европейцев уже призывают учиться экономить: пореже пользоваться душем, туалетом и так далее. Почему Германия все не решается запускать «СП-2», рискуя остаться без газа зимой?

Вопрос не в том, что у немцев не хватает газа. В принципе, они довольно бодро сейчас заполняют свои подземные хранилища (ПХГ) — чуть ли не 78% было на 19 августа, 1 ноября 80% они, безусловно, достигнут. Вопрос в том, сколько все это стоит. Если бы сейчас заработал «Северный поток – 2», цены бы снизились. А так они тратят миллиарды и миллиарды долларов, чтобы заполнить свои ПХГ. И заплатят еще больше при прохождении отопительного сезона.

И второй важный момент: заполнение 80-90% ПХГ не гарантирует, что вы пройдете отопительный сезон без отключения потребителей. Риски все равно есть. Например, если будет морозная зима, ежесуточный объем потребления будет больше, чем вы можете получать импортом и доставать из подземных хранилищ. А «СП-2» позволил бы получать ежесуточно больше природного газа и повысил бы шансы на нормальное прохождение отопительного сезона.

ПЭ: При этом в бундестаге по-прежнему говорят, что вопрос запуска «СП-2» на повестке пока не стоит. Если запуск так выгоден, а цены настолько высокие, почему они его не запустят?

С экономической точки зрения немцам, конечно, выгодно его запустить: цены снизятся, платить надо будет меньше. Но для них это неприемлемо именно с политической точки зрения. Этот проект политизировали с подачи американцев. Его называют символом внешней политики России, говорили, что, если запустить газопровод, это будет победа Москвы.

Канцлер ФРГ Олаф Шольц недавно высказался, что запуск «СП-2» будет означать поднятие белого флага перед Россией. Но политика, к сожалению, превалирует над экономикой.

Абсурд происходящего заключается в том, что с 2020 года сухопутное продолжение «Северного потока – 2» в Германии, Чехии, Словакии, вплоть до Австрии работает!

У «Северного потока – 1» есть два продолжения – это газопроводы Nel (в Нидерланды) и Opal (в Чехию). Nel можно загружать на полную мощность, а Opal – только на 50%. Получается, что с 2020 года по морской части «Газпром» качал 100%, потом загружал 100% Nel и 50% Opal, а то, что не разрешали загружать, шло в ответвление «СП-2» – European Gas Pipeline Link (EUGAL). Поэтому, когда европейцы говорят, что никогда не запустят «Северный – 2», это глупо. По сути, его сухопутная часть работает уже 1,5 года! В чем проблема запустить морскую часть?

ПЭ: А выгодно ли России при таких ценах запускать «СП-2»? Или мы в любом случае останемся в выигрыше?

Высокая цена, конечно, компенсирует падение объемов, но все же компенсирует, наверное, не все. С экономической точки зрения нам выгодно его запустить.

Но немцы не предполагают, что этот запуск будет надолго. Они считают, что у них эта опция есть на случай, если очень припрет зимой. А потом остановить и больше никогда не запускать.

Россия на это смотрит, разумеется, по-другому. Нам нужны гарантии долгосрочной загрузки газопровода. Например, через допсоглашение к контрактам на поставку газа, чтобы определенные объемы шли именно по «СП-2». Запустить его на месяц-два – на такой сценарий Россия не согласится. То есть даже на этот вопрос мы смотрим по-разному.

Автор: Аврора Зорина

Источник: ПолитЭксперт, 20.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики