Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил работу двух выносных причалов из-за трещин в узлах крепления подводных рукавов. Об этом компания сообщила на своем официальном сайте. В этот раз неполадки обнаружили водолазы при плановых работах по техобслуживанию комплекса подводного оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2. Специалисты нашли трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести. «Погрузочные операции на Морском терминале КТК временно производятся только через ВПУ-3. Использование одного ВПУ в настоящее время позволит выполнить заявки грузоотправителей в сниженных объемах», - пояснили в компании. В КТК отметили, что угроза населению, флоре и фауне Черного моря отсутствует, а герметичность оборудования сохранена.

Не надо политизировать

После происшествия в публичном поле начали появляться комментарии о политической подоплеке ситуации.

По мнению эксперта Центра изучения региональных проблем Михаила Соколовского, «с одной стороны, остановка КТК случилась не вовремя, только закончился визит главы Казахстана в Сочи, где Токаев встречался с президентом Путиным. С другой, никакой политической составляющей тут искать не следует. История с КТК, судя по комментариям его представителей, началась еще 4 августа, задолго до визита главы Республики в Россию. То есть, вопрос находится исключительно в экономической и технической плоскостях и полностью деполитизирован. То, что Путин знал об имеющихся проблемах перед встречей и обговорил этот момент с Токаевым – однозначно. Вероятно, вопрос стоял о сохранении прокачки объемов, принадлежащих именно Казахстану, а не американским компаниям».

Активные комментаторы, в основном с казахской стороны, высказывают предположения о возможном разладе между президентами России и Казахстана. Масла в огонь подливают некоторые руководители казахстанских акционеров КТК.

«Больше всех в телеграмме «волнуются» за господина Берлибаева, который заседал в КТК председателем совета директоров долгое время и его кураторов в «Казмунайгазе», забывая при этом про господина Шманова, который занимался почти тем же самым. Что это? Быть может попытка отвести от них недоработки с предыдущим подрядчиком на морском терминале КТК, который довел ситуацию до такого состояния? Зачем руководство «Казмунайгаза» лезет в политику и пытается вбить клин между президентами дружественных государств, остается только догадываться. Думается, что это история, управляема западными заинтересантами, которым чем хуже отношения между Казахстаном и Россией, тем на данном этапе лучше», - заключает Соколовский.

Казахстан не пострадает

Эксперты, опрошенные редакцией, считают, что Казахстан от аварийной ситуации на КТК пострадать не должен. Объемы прокачки временно опять ограничат, однако та часть нефти, которая принадлежит казахским акционерам, дойдет до потребителя. Бюджет республики свое получит.

«По маршруту КТК транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Казахского сырья там примерно 20% от всего потока, остальное принадлежит России и западным добывающим компаниям. Консорциум с 3-мя ВПУ должен был качать порядка 60-67 млн тонн нефти в год. С текущими поломками на круг за год дотянут до 30 млн тонн. Ведь чаще всего КТК работал с 1 ВПУ, с двумя только 48% всего времени, - комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. - Сейчас КТК полностью сможет выполнить любые заявки, потому что два главных месторождения стоят на ремонте. А в дальнейшем предполагаю, Россия сделает все возможное, чтобы сохранить казахские объемы в неприкосновенности, Казахстан ничего не потеряет. Уменьшится российская часть прокачки и значительно потеряют западные добывающие компании, которым принадлежит нефть на основе соглашений о разделе продукции».

Главный вопрос, который поднимается в контексте периодических проблем у консорциума – возможная диверсификация поставок по КТК. Однако, как говорят эксперты, альтернативный путей для поставок в Европу казахской и российской нефти пока не просматривается.

Как считает Игорь Юшков, «куда они пойдут (если пойдут) неизвестно»: «Их не сможет принять БТД, казахстанско-китайский нефтепровод тоже, по железной дороге не объехать в сопоставимых и даже разделенных объемах. Возможно, пойти в нефтеровод Атырау-Самара и дальше по Дружбе конечно. Сейчас КТК нужно найти подрядчика на работы по замене оборудования. Это наверняка займет не один и не пару месяцев, а дальше штормовой сезон, когда глубоководные работы будет вести невозможно. Предполагаю, что ситуация с остановкой затянется до весны следующего года. Опять же необходимо понять, что с третьим ВПУ, потому что КТК ничего не сообщал об инспекции этого оборудования».

Что с подрядчиком

Ряд экспертов отмечают странное совпадение волны поломок на новороссийском терминале консорциума с приходом нового подрядчика с российской стороны. Однако замечают, что Россия – последняя, кому выгодна постоянная шумиха вокруг важного геополитического проекта. Рисковать дружескими связями с Казахстаном ради непонятной копеечной выгоды, связанной со сменой подрядчика нелепо.

Независимый эксперт ТЭК Сергей Филимонов считает, что «ситуация с техническим состоянием КТК может быть связана с предыдущим подрядчиком – компании «Ламналко»: «До нее строил и потом обслуживал терминал американский подрядчик под контролем компаний Chevron и ExxonMobil. В течение десяти лет до и пятнадцати после, когда тендер выиграла голландская компания, не было никаких нареканий, но как только сменили подрядчика, всё посыпалось. Таким образом очевидный вывод – это накопленные дефекты. Опять же надо иметь в виду – двадцать лет оборудованию, всё когда–то ломается, технический износ никто не отменял. Главное вовремя заметить, чтобы не допустить аварии, а с этим всё нормально. Вероятно предыдущий подрядчик просто-напросто скрывал реальное техническое состояние объекта или номинально выполнял все работы надеясь на надежность.По факту именно после ухода этой компании и произошел разрыв гидрокомпенсатора на ВПУ, который привел к масштабному разливу нефти и штрафу в 5 миллиардов для КТК».

По мнению Игоря Юшкова, «вообще ситуация с подрядчиками на КТК сложная. Ранее западные компании в составе акционеров КТК, до вмешательства России нанимали западных же контрагентов, которые неизвестно как работали. Сейчас ситуация изменилась и государственный акционер Российская Федерация взяла под свой контроль ситуацию, а все эти многочисленные огрехи выявляются сейчас, когда срок надёжности оборудования уже подходит к концу».

Проблемы и у казахов

По мнению основателя программы «Байдильдинов.Нефть» Олжаса Байдильдинова, в Казахстане добыча снизилась на 13%, до 200 тонн в сутки из-за технических проблем на Кашагане и плановом ТО на Тенгизе.

«Отгрузка в морском терминале продолжается, но немного уменьшилась. При этом из Казахстана – не приостановлена и не снижена. Поэтому ничего драматичного не происходит, оборудование может ломаться и выходить из строя – это сложные производственные процессы. Даже Кашаган с бюджетом свыше 60 млрд долл., который разработают западные нефтяные корпорации сталкивается с технологическими проблемами. Так что я вновь призываю не политизировать эту тему», – заметил Байдильдинов.

То есть, в сухом остатке технические проблемы у КТК, оперативно решаемые в течение ближайших месяцев. При этом Казахстан имеет собственные ограничения в добыче, вызванные плановыми и неплановыми авариями на месторождениях. Бюджет республики не пострадает, потому что объемы, принадлежащие Казахстану, точно пойдут в трубу.

На текущий энергокризисный рынок, поломка также вряд ли окажет влияние. Ноль политики и очередная волна информационной шумихи, вызванной противниками нормальных отношений между дружественными странами.

В этих условиях очевидно, что несколько страдают западные компании, которые добывают нефть в Казахстане и президент Токаев уже говорил, что надо бы пересмотреть соглашения о разделе продукции. В этом случае сложившаяся ситуация как нельзя играет ему на руку и является инструментом давления на англосаксов.

Автор: Денис Писарев

Источник: НГ, 23.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики