Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Великобритания прекратила импорт российского топлива впервые с 1997 года

Великобритания прекратила импорт российского топлива впервые с 1997 года

В 2021 году Россия была крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в эту страну

Великобритания (ВБ) в июне 2022 г. не импортировала российское топливо впервые с января 1997 г., то есть с момента начала ведения такого учета, сообщило 24 августа Национальное бюро статистики ВБ.

В среднем за 12 месяцев до февраля 2022 г., когда Россия начала проведение специальной военной операции (СВО) на Украине, страна ежемесячно ввозила российского топлива на 499 млн фунтов стерлингов ($588,8 млн по текущему курсу). Теперь объем импорта сократился до нуля.

Импорт российской переработанной нефти в ВБ в июне, по данным статистического ведомства, снизился на 281 млн фунтов стерлингов, импорт сырой нефти – на 105 млн фунтов стерлингов, газа – на 95 млн, а угля, кокса и брикетов – на 18 млн.

В ведомстве также обратили внимание, что в 2021 г. Россия была крупнейшим поставщиком переработанной нефти в Великобританию, на которого приходилось 24,1% такого импорта, а также 5,9% ввоза сырой нефти и 4,9% – газа.

После введения антироссийских санкций импорт других российских товаров также начал сокращаться и в июне, по данным британской статистики, составил в денежном выражении всего 33 млн фунтов стерлингов. Это самый низкий показатель с 1997 г.

Власти Великобритании после начала СВО объявили о планах постепенно прекратить импорт российской нефти к концу 2022 г., а затем как можно скорее прекратить также и закупку у России сжиженного природного газа (СПГ). В результате импортеры стали искать альтернативы и увеличили импорт сырой нефти из Саудовской Аравии, Нидерландов, Бельгии и Кувейта, что «частично компенсировало сокращение импорта из России», отмечается в релизе нацбюро статистики Великобритании.

Также ранее от импорта российской нефти отказались США, а Евросоюз ввел эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России, которое начнет действовать в декабре этого года. В результате РФ пришлось переориентировать поставки топлива на азиатские рынки – в основном на Индию и Китай («Ведомости» писали об этом 18 мая и 2 июня).

Bloomberg ранее сообщил, что Китай с марта по июль закупил у России нефти, нефтепродуктов, газа и угля на $35 млрд по сравнению с $20 млрд за аналогичный период 2021 г. Импорт нефти за это время вырос на 8%, энергетического угля – на 14%, коксующегося угля – на 63%.

В результате Россия стала главным поставщиком топлива в Китай, потеснив Индонезию. По данным индийских СМИ, с апреля по июнь Индия нарастила импорт российской нефти в 50 раз, в результате чего Россия стала вторым крупнейшим поставщиком нефти в страну. Доля российского топлива в импорте Индии выросла до 10%, а до начала СВО составляла 0,2%.

Великобритания не была важнейшим рынком сбыта для России, поэтому, скорее всего, у российских компаний получится перенаправить «выпадающие» объемы на азиатское направление, считает аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Он добавляет, что найти покупателей на объемы, которые в целом поставлялись не только в Великобританию, но и Евросоюз, «все еще довольно сложно».

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк отмечает, что Россия пока «умеренно снижает экспорт нефти» и находит покупателей на азиатских рынках, готовых «брать ее с дисконтом». По данным Международного энергетического агентства, в июле экспорт нефти и нефтепродуктов из России снизился на 115 000 барр./сутки к июню – до 7,4 млн барр./сутки. В январе показатель составлял около 8 млн барр./сутки.

Маслов отмечает, что отказ от российских энергоресурсов не так серьезно ударил по экономике Великобритании, как по странам ЕС, которые не способны удовлетворить потребности в сырье самостоятельно. Он также обращает внимание на то, что хотя Россия в 2021 г. была основным поставщиком переработанной нефти в Британию, но основные недостающие объемы сырой нефти страна получала из Норвегии (49,9% импорта на 8,8 млрд фунтов стерлингов) и США (38%). При этом Великобритания сама экспортировала сырую нефть в Нидерланды (на 6,2 млрд фунтов) и Китай (на 3,9 млрд фунтов). Миронюк добавляет, что Великобритания сама является крупным производителем сырой нефти и 2020 г. даже оказалась ее нетто-экспортером (0,5 млн т).

По его словам, в текущей ситуации Великобритания уже переориентировалась на закупки нефти в Кувейте и Саудовской Аравии, но из-за дефицита нефтяных танкеров для ее перевозки цена приобретения для британцев, «вероятно, выше рыночной».

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напомнил, что после введения санкций произошел своеобразный «обмен рынками сбыта». Российские компании переориентировали поставки на азиатское направление, а те, кто поставлял энергоресурсы в Азию, перенаправили их в Европу. Например, Россия стала продавать больше угля в Китай, Индию и Турцию, а Европа – получать его из ЮАР, США, Австралии, Индонезии и Колумбии. В результате уголь в Европе подорожал из-за увеличения логистического плеча и как следствие роста транспортных издержек.

Также Юшков обратил внимание, что Великобритании было легче других стран отказаться от российской нефти, поскольку в королевстве меньше нефтеперерабатывающих заводов, настроенных на переработку тяжелой нефти Urals. В марте агентство Argus сообщало о попытках европейских НПЗ приобретать схожие по качеству сорта Forties и Johan Sverdrup. Но, по мнению Юшкова, часть российской нефти все еще может попадать в Великобританию в составе смесей, поскольку страна, в отличие от ЕС, не ввела запрет на такие поставки.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 24.08.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики