Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил перспективы судебного иска Shell по «Сахалину-2»

Эксперт оценил перспективы судебного иска Shell по «Сахалину-2»

«Это будет долгий судебный процесс с туманными перспективами. Более того, Москва может ответить встречными исками сразу к нескольким странам», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков. Ранее стало известно, что Shell откажется перезаключать долгосрочный контракт с «Сахалином-2» и намерена подать иск о компенсации ущерба исходя из пятикратной разницы по контракту и текущей спотовой цены.

«Не совсем понятно, к кому конкретно будут обращены претензии Shell. Дело в том, что Газпром в данном случае не является продавцом энергоресурсов. Контракт был заключен с компанией Sakhalin Energy, которая зарегистрирована на Бермудских островах. Но сейчас она уже не распоряжается топливом. Новым оператором является компания «Сахалинская энергия», но она еще не заключила контракт с Shell», – рассказал Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.

«В качестве ответчика по иску остается, пожалуй, только Россия как государство. И это будет очень затяжной процесс с туманными перспективами. Москва может сказать, что все дело в санкциях. Да и формально мы в ответ можем предъявить бесчисленное множество претензий к ЕС и Штатам. Газпром, например, мог бы подать иск к Германии после того, как там были национализированы его дочерние компании», – рассуждает собеседник.

Эксперт также указал на тот факт, что Shell «никто не выгонял из проекта». «Сахалинская энергия» была создана указом президента. И не очень понятно, почему наши компании должны игнорировать распоряжение властей в угоду Shell. Россия даже предоставила западным компаниям возможность сохранить долю в проектах и продолжить работу, для этого надо было только написать заявление», – напомнил Юшков.

«Вместе с тем остается вопрос, как «Сахалин-2» будет работать с уходом Shell. Дело в том, что изначально завод был построен по их технологии. И пока сложно сказать, хватить ли оборудования и ресурсов для продолжения полноценной работы по сжижению и отгрузке газа. В прошлом году там провели капитальный ремонт, поэтому есть шанс, что какое-то время проблем не будет», – говорит эксперт.

«Но ситуация сильно изменится, если Shell удастся пролоббировать ужесточение санкций в отношении «Сахалина-2». Например, может быть введен запрет на вывоз топлива. Но тогда первыми пострадают союзники США и Европы – Япония и Южная Корея», – заключил Юшков.

Ранее стало известно, что англо-голландская компания Shell вряд ли будет перезаключать с новым российским оператором «Сахалина-2» долгосрочный контракт на сжиженный природный газ с проекта.

«Shell будет тянуть время до момента, когда российская сторона сама расторгнет контракт. Затем Shell намерена подать иск о возмещении убытков исходя из пятикратной разницы между стоимостью сахалинского СПГ по этому долгосрочному контракту и его текущей ценой на спотовом рынке», – передает «Коммерсант» со ссылкой на источники.

Отмечается, что компания получает с «Сахалина-2» 1 млн тонн СПГ в год по долгосрочному контракту, который завершается в 2028 году. При этом Mitsubishi и Mitsui подтвердили намерение сохранить доли в «Сахалине-2».

Напомним, Россия официально уведомила японские компании о смене оператора «Сахалина-2». 1 июля президент России Владимир Путин подписал указ о смене оператора проекта «Сахалин-2» в связи с нарушением иностранными юридическими и физическими лицами обязательств, связанных с исполнением соглашения о разделе продукции. Оператор проекта – Sakhalin Energy (совместное предприятие Газпрома, Shell, Mitsui и Mitsubishi) – меняют на новое российское юрлицо, а имущество компании становится собственностью России.

Автор: Алёна Задорожная

Источник: Взгляд, 25.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики