Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов К.В: Нефть будет стоить 100-150 $ за баррель

Симонов К.В: Нефть будет стоить 100-150 $ за баррель

 В: Вот пресса не исключает, вернее депутат Митрофанов не исключает, что Алексей Кудрин со временем может стать следующим президентом России. Ну, а может быть, и премьер-министром, потому что фактически он контролирует в правительстве не только весь финансовый блок и Центробанк, но и целый ряд непрофильных министерств, например, Минздравсоцразвития. Почему, типа это ведомство возглавил его человек, бывший замминистра финансов Татьяна Голикова. Так это или нет, не знаю, будет Кудрин премьером или нет, но похож на премьера, похож, такой статный, интеллигентный. Впрочем, у нас там все похожи на премьеров. Когда человек попадает в правительство, сразу становится похож на премьера, а некоторые даже на будущего президента начинают смахивать потихоньку. Во всяком случае, сегодня он едет на встречу министров финансов стран «большой восьмерки». И самое интересное, конечно, на этой встрече – это прогнозы на энергоресурсы, поскольку от них, собственно говоря, и зависит мировая экономика. И поэтому мы сейчас связались с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Васильевичем Симоновым. Константин Васильевич, доброе утро.

К. Симонов: Здравствуйте.

В: Константин Васильевич, вот нефть дорожает в последнее время, непонятно, с чем это связано. Говорят, что будут дорожать и дальше, и означает ли это стабильность развития России на ближайшие годы?

К. Симонов Ну, вы знаете, что существуют две принципиально разные точки зрения на этот счет. Первая точка зрения говорит о том, что лучше бы нефть упала, и тогда бы в России, мы, наконец, задумались бы о диверсификации, о развитии новых технологий и производстве. Но я придерживаюсь прямо противоположной точки зрения. Я думаю, что, конечно же, при 100 долларах за баррель, никакой диверсификации экономики в России не будет. Ну, по большому счету, в этих условиях она и не нужна, России стоит задуматься о том, как использовать эту выгоду, потому что, когда в страну рекой текут деньги, я не вижу в этом никаких проблем, а если страна не может их использовать разумно, то это в верхней степени идиотизм. Но это уже надо задуматься о том, что у нас в стране происходит. Но, безусловно, для России это очевидное благо – высокие цены на нефть. И мы собственно и видим, сравните, что лучше? Жить в 98-м году или в 2007? По-моему, ответ достаточно очевиден.

В: У нас просто боятся, что наступит не 2008-й, а 1998-й, вот в чем дело.

К. Симонов: Я и говорю, 98-й сравните и 2007-й. Вы имеете в виду, что снова цены упадут?

В: Да, кризис очень сильно напугал потребителей, граждан и жителей России. Все они очень боятся того, что это хорошо в какой-то момент заканчивается тем, что чем лучше, тем будет хуже в дальнейшем.

К. Симонов: На сегодняшний день в реальности нет никаких предпосылок относительного того, чтобы цена на нефть резко пошла вниз, и нас бы постигла серьезная катастрофа. Потому что все эти теории нефтяных циклов, которыми пестрят российские деловые издания, были очень хороши еще много-много лет назад, когда в мире было много легкодоступной нефти. И тогда, действительно, ситуация на рынках развивалась по классическим концепциям фондового рынка. И те, кто ждет, что сейчас то же самое произойдет, за повышательным пиком пойдет пик понижения, я думаю, что они серьезно ошибаются. Ошибаются, потому что в мире легкой нефти практически уже не осталось, стоимость добычи нефти серьезно растет, и поэтому нефтяные компании вынуждены приступать к добыче нефти в тех участках, о которых они раньше даже не думали. Они вынуждены иметь в лак в пять-семь лет, чтобы эти проекты реализовать, потому что, если у них не будет гарантий, они просто туда не полезут.

В: Константин Васильевич, ваши слова у меня рождают не оптимизм, а большую тревогу. Судя по тому, что вы говорите, нефти осталось, в принципе, немного, и то, что цена растет, наоборот подчеркивает ее небольшое количество и возможную катастрофу в будущем. Нет?

К. Симонов Нет, подождите. Вот тут вы делаете принципиальную ошибку. То же самое недавно говорил Борис Грызлов, он сказал: «Нефти и газа осталось на 50-60 лет». Это странное рассуждение. Я говорю о том, что кончается легкодоступная нефть, но не нефть. Вообще, это две большие разницы, потому что нефти и газа в мире очень много. Но, эти месторождения становятся более труднодоступными. Это шельф моря, это Восточная Сибирь, это пески Канады, то есть эту нефть добывать сложнее, но ее много. Поэтому, когда люди говорят о том, что нефти хватит на 50-60 лет, это все глупости. Потому что они смотрят данные по доказанным запасам.

В: А если литр бензина будет стоить 3 тысячи рублей. Как?

Ну, если литр бензина будет стоить 3 тысячи рублей, мы постепенно от нефти и газа перейдем к другим видам топлива, например, солнечная энергия и так далее. Ну, я отмечу, что сейчас нефть в десятки раз дешевле, чем так же солнечная электроэнергия. Поэтому нефть не может дорожать беспредельно, поскольку, когда нефть достигнет 200 долларов за баррель, конечно, мир перейдет на другие источники энергии.

В: А как он перейдет, если все источники, я имею в виду не только машины, можно выпустить новые машины, а вот поставить новые электростанции, перестроить и так далее. Как это можно? Кроме топлива существует еще огромное количество производств, тот же самый пластик и так далее, медицина – это тоже нефть, компьютеры. Если это будет стоить 200 долларов за баррель, будем делать компьютеры из дерева?

К. Симонов Нет, мой прогноз состоит в том, что нефть не может дорожать беспредельно, потому что нефтяные компании тоже понимают, что нельзя преодолевать какой-то черты, за которой добыча нефти просто станет нерентабельной, потому что нефть столкнется с конкуренцией с другими видами энергии. Нефть будет находиться в коридоре 160 долларов за баррель в ближайшие несколько лет, и для России это выгодно.

В: Спасибо, Константин Васильевич. Мы будем надеяться, что вы не ошибаетесь, очень будем надеяться. И что жадность нефтяных компаний будет преодолена в какой-то момент, хотя мне это кажется почти чудом. Это был Константин Васильевич Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности.

Звуковая версия – скачать mp3

Опубликовано: Русская служба новостей, 23.10.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики