Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Shell уведомила российское правительство о выходе из проекта «Сахалин-2»

Shell уведомила российское правительство о выходе из проекта «Сахалин-2»

Она стала единственным участником, который решил выйти из проекта

Англо-голландская компания Shell уведомила правительство России и партнеров о своем решении об отказе от участия в новом операторе проекта «Сахалин-2», сообщила компания 1 сентября.

«Shell не будет участвовать в новой компании, созданной по распоряжению правительства РФ в качестве оператора СПГ-проекта «Сахалин-2». Мы уведомили федеральное правительство РФ и наших партнеров по компании Sakhalin Energy Investment, что мы не будем получать долю в новом юрлице и оставляем за собой все наши юридические права», – говорится в заявлении Shell.

Ранее в четверг вице-премьер России Александр Новак сообщил журналистам, что никаких обращений по поводу возможности остаться в проекте «Сахалин-2» от Shell не поступало.

В конце июня 2022 г. президент России Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в ТЭКе в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В соответствии с ним все права и обязанности прежнего оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy Investment Company Ltd. перешли специально созданному ООО «Сахалинская энергия». Новый оператор сообщил о начале работы 19 августа.

Также 5 августа Путин подписал указ, который запрещает сделки с долями инвесторов из «недружественных стран» в российских стратегических предприятиях, компаниях ТЭКа и банках. Согласно документу, запрет действует до конца 2022 г., но срок может продлеваться неограниченное количество раз.

Партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков отмечает, что ранее права Shell были «защищены соглашением о взаимной защите инвестиций, подписанным еще СССР и Нидерландами в 1989 г., и Договором к Энергетической хартии от 1994 г.». Это могло бы стать предметом для разбирательства в суде, полагает Федюкин. По его мнению, доля Shell «может быть как поделена между акционерами, так и продана другой компании». В этом случае, по мнению Федюкина, Shell может попытаться взыскать сумму вложенных в проект инвестиций.

Ранее правительство Японии сообщило о планах остаться в проекте «Сахалин-2» и попросило Mitsui и Mitsubishi сохранить участие в «Сахалине-2». 25 августа японская газета Nikkei со ссылкой на источники сообщила, что компании решили остаться в проекте. 30 и 31 августа на официальном портале правовой информации были опубликованы распоряжения правительства России, которые разрешали Mitsui и Mitsubishi сохранить свои доли.

Англо-британская компания объявила о решении выйти из российских проектов после начала спецоперации на Украине. В мае Shell продала «Лукойлу» свою сеть из около 400 АЗС и завод по производству масел в Тверской области. Тогда же британская компания вышла из совместного проекта с «Газпром нефтью» «Гыдан энерджи». Представитель Shell также подтверждал «Ведомостям» намерение отказаться и от 27,5% в СПГ-проекте «Сахалин-2».

По итогам I квартала 2022 г. англо-голландская компания списала порядка $3,9 млрд расходов из-за выхода из российских проектов, сообщала Shell в финансовом отчете. Из них на долю прибыли совместных предприятий в проекте «Сахалин-2» приходилось $1,6 млрд. Остальное – на кредитование проекта «Северный поток – 2», маркетинг и работу совместных предприятий, в частности на износ и амортизацию на Салымском и Гыданском проектах. В отчете подчеркивалось, что убытки возникли в связи с тем, что компания с апреля (независимые директора Shell покинули совет директоров управляющей компании «Сахалина-2») фактически потеряла контроль над проектом и отозвала технический персонал.

В апреле также сообщалось, что Shell ведет переговоры о продаже доли в «Сахалине-2» с китайскими Cnooc, CNPC и Sinopec, но безуспешно.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напоминает, что ранее стоимость доли Shell в «Сахалине-2» оценивалась в $4,1 млрд. По мнению эксперта, с учетом более высокой ценовой конъюнктуры на фоне энергетического кризиса, возникшего из-за отказа ЕС от российского газа, было бы справедливо «увеличить эту оценку на 20-30%». Если исходить из стоимости приобретения доли японскими компаниями Mitsui и Mitsubishi, стоимость доли Shell в проекте можно оценить в $4,5 млрд, добавил Гришунин.

Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин напоминает, что у Shell, согласно принятым в последнее время нормативным актам, есть время для принятия окончательного решения до 5 сентября. В противном случае, уточняет юрист, Shell может лишиться своих прав на принадлежащую ей долю.

Shell и другим участникам проекта был предложен понятный и обоснованный юридический механизм, позволяющий компаниям сохранить свои активы и дальнейшее участие в проекте, сказал «Ведомостям» замгендиректра Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По мнению эксперта, решение Shell покинуть проект – это выбор компании, делать который российская сторона англо-британского партнера не вынуждала. Эксперт добавил, что все иностранные партнеры были поставлены в равные условия и японские участники проекта сделали выбор в пользу продолжения сотрудничества.

«Россия в данном случае сделала гораздо больше для соблюдения прав иностранных акционеров, чем требовалось, особенно с учетом того, какие действия предпринимали правительства и компании из “недружественных стран” в отношении РФ», – добавил он.

Авторы: Анна Нараева, Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 01.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики