Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У единого газового рынка ЕАЭС есть шанс успеть к 2025 году

У единого газового рынка ЕАЭС есть шанс успеть к 2025 году

Но вопросы формирования тарифов на прокачку пока не согласованы

Урегулирована большая часть разногласий стран – членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) по созданию единого рынка газа, сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В ЕЭК уточнили, что переговоры состоялись 12 августа на уровне министров энергетики стран.

«Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев, под председательством которого прошли переговоры, отметил существенную динамику в разрешении вопросов, по которым сторонам продолжительное время не удавалось достичь консенсуса», – сообщила ЕЭК. В комиссии добавили, что поиск решения по неурегулированным вопросам продолжится «на более высоком уровне». По словам Кожошева, они могут стать основой для будущих компромиссов.

На 19 августа запланировано заседание Совета ЕЭК, а 25–26 августа должно состояться заседание Евразийского межправительственного совета, в их рамках планируется рассмотреть вопрос создания единого газового рынка ЕАЭС.

Председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович ранее сообщал, что международный договор о создании общего рынка газа ЕАЭС может быть подписан до конца 2022 г. Он также уточнял, что остаются три ключевых спорных вопроса, мешающих заключению соглашения: формирование тарифов на прокачку газа, импорт членами ЕАЭС газа из третьих стран, а также долгосрочные соглашения, уже заключенные между странами ЕАЭС.

20 июля ЕЭК выступила с предложением определять тарифы на общем рынке газа ЕАЭС в соответствии с действующими в государствах – членах союза методиками, в которых будут предусмотрены прозрачные механизмы тарифообразования на общем рынке. Как пояснила представитель ЕЭК, одним из ключевых разногласий является вопрос тарифов за прокачку газа. По ее словам, потребляющие газ Армения, Киргизия и Белоруссия выступают за принцип, согласно которому тарифы на транспортировку газа на общем рынке не будут превышать стоимость прокачки на внутреннем рынке. Но добывающие газ Россия и Казахстан считают более целесообразным раздельное формирование тарифов для общего рынка и для внутреннего.

В случае урегулирования всех разногласий ожидается, что единый газовый рынок ЕАЭС заработает с 2025 г. В 2021 г. «Газпром» поставил в страны бывшего СССР 33,1 млрд куб. м газа. Из них на Белоруссию, по данным ФТС, пришлось около 19,7 млрд куб. м газа.

Но документов, в полной мере описывающих рынок газа ЕАЭС, еще нет, отметил заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он добавил, что есть путаница, связанная с применением понятия «общий рынок» вместо «единый рынок». «Некоторые партнеры понимают под этим получение газа по внутрироссийским ценам без полноценного открытия собственных энергетических рынков для российских поставщиков. Но снижение цен на энергоносители – это очень большая уступка сама по себе, поэтому в ответ Россия должна получить сопоставимые выгоды», – отметил эксперт.

Гривач добавил, что новые санкции против РФ могут создать дополнительные трудности для России, так как другие страны – члены ЕАЭС могут попытаться выторговать для себя более выгодные условия.

Из пятерки стран ЕАЭС наиболее выгодные условия получения газа у российских потребителей, поэтому остальные страны-члены стремятся получить для себя такие же, отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он подчеркнул, что с точки зрения физических объемов экспорта этот рынок уже создан, поэтому даже при желании заменой для России европейского рынка ЕАЭС не станет.

Но управляющий партнер Kept Антон Усов полагает, что «Газпром» может быть заинтересован в едином газовом рынке ЕАЭС, особенно с точки зрения долгосрочных контрактов. «Конечно, не стоит ожидать, что он будет премиальным по отношению к Европе, но он позволит «Газпрому» заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам», – полагает аналитик. По его мнению, единый рынок ЕАЭС может быть создан только с учетом интересов производителя газа. «На фоне снижения российского экспорта в ЕС это становится особенно актуально», – подчеркнул Усов.

Как сообщал «Газпром», в январе – июле 2022 г., газовая монополия экспортировала в страны дальнего зарубежья (включая Турцию) 75,3 млрд куб. м – на 34,7% меньше, чем годом ранее.

В случае формирования единого рынка ЕАЭС основным контрольным органом станет ЕЭК, в составе которой будет создан особый управляющий орган, полагает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Юрист отметил, что формирование подобного рынка потребует также выработки дополнительных инструментов и соглашений, в частности об оплате услуг, контроле над использованием газа, определения понятия «покупатель», так как разные стороны могут под этим подразумевать как население, так и промышленных потребителей.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 14.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики