Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Германии пригрозили демонтировать «Северный поток - 2»: насколько это реально

В Германии пригрозили демонтировать «Северный поток - 2»: насколько это реально

Эксперт: «Предлагают разобрать чужой трубопровод и своровать не принадлежащий им газ»

Лидеры Свободной демократической партии Германии, входящей в правящую коалицию Бундестага ФРГ, потребовала демонтировать «Северный поток - 2». По мнению немецких демократов, газопровод изначально являлся «кремлевским геополитическим проектом», а его создание стало причиной значительной дипломатической изоляции Берлина. Насколько с технической точки зрения возможно разобрать экспортную трубу, строительство которой обошлась почти в 10 млрд евро, «МК» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

- Представители СвДП – одной из ведущих политических сил ФРГ - призвали демонтировать российский газопровод «Северный поток-2». При этом они потребовали «скорейшей разработки концепции правовых, технических и экологических гарантий этого процесса». Но ведь газ из этой трубы, инвесторами которой в том числе являлись немецкие компании, в первую очередь предназначается европейским покупателям, терпящим сейчас бедствие из-за дефицита энергоресурсов. Неужели немцы собираются пилить сук, на котором сидят?

- Морская ветка международного газопровода «Северный поток - 2» полностью принадлежит швейцарской компании Nord Stream 2 («дочка» «Газпрома»), которая и является оператором проекта. Немецкие владельцы частично контролируют сухопутную ветку Eugal, специально построенную для доставки газа конечным потребителям из морской линии сырьевого маршрута. Наземная ветка была направлена на увеличение поставок в Европу в обход Украины. Поскольку выход этой магистрали из Балтийского моря расположен непосредственно вблизи от начала наземной части «Северного потока - 1», то сухопутные трубы Eugal до последнего времени использовались в качестве дополнительного канала поставок сырья именно для первой части газотранспортного проекта.

- То есть, именно эту часть и предлагается разобрать?

- Судя по всему, нет. Речь идет о 12-и мильном отрезке (чуть больше 22 км – Н.М.), который доводит морскую часть «Северного потока - 2» непосредственно до сухопутной ветви распределительной системы Германии (общая протяженность газопровода – 1234 км -

Н.М.). Эта ветка была достроена в 2020 году, задолго до официального, но так и несостоявшегося запуска нового газопровода в эксплуатацию. Юридически обосновать демонтаж труб на этой дистанции Германия может любым способом — это территориальные воды немецкого государства. Поэтому свои действия в этих водах, какими бы абсурдными они не казались, Берлин может объяснить аргументами, не выходящими за рамки международного юридического права.

- Но депутаты Бундестага говорят не о каких-то 12-и милях, а о разборке всего газопровода...

- Во-первых, поскольку труба практически полностью принадлежит «Газпрому», то такое намерение будет нарушать права собственников сырьевого маршрута, то есть российской компании. Во-вторых, не стоит забывать, что в настоящее время «Северный поток - 2» полностью наполнен буферным газом и находится под серьезным давлением. Для того, чтобы приступить к демонтажу, которым пока непонятно кто и за какие деньги будет заниматься, необходимо откачать наполняющий сейчас трубы газ. А это сырье принадлежит «Газпрому». Если этим делом займется сторонняя подрядная компания, привлеченная немецкими чиновниками, то ей либо придется улаживать соответствующие вопросы с «Газпромом», либо откачивать газ на свой страх и риск. Поскольку российская компания в качестве владельца сможет предъявить права на сырье и потребовать в судебной инстанции компенсацию за нерациональный расход углеводородов, а возможно даже за его воровство.

- Разве нельзя откачать газ, находящийся в трубе на расстоянии 12-и миль от немецкого берега, и не переходить на «российскую» строну газопровода?

- В том то и дело, что придется откачивать весь газ вплоть до Ленинградской области. Опустошая трубы, которые теоретически Германия может взять под свой контроль (на дистанции в 12 миль от берега), привлеченным компаниям придется отвечать и за газ, находящийся в трубе на подведомственной России территории. Довольно парадоксальная ситуация. Никакими законными обоснованиями для таких действий немцы не будут обладать.

- Так что же предлагают лидеры немецкой партии?

- По сути, предлагают разобрать чужой газопровод и своровать не принадлежащий им газ.

- Допустим, такое решение будет принято официальным Берлином. Кто за это заплатит?

- Совершенно непонятно. Необходима работа, по объемам соизмеримая с созданием газопровода. Сначала нужно будет подготовить специальный проект, аналогичный по степени сложности проекту возведения самого «Северного потока - 2» и сопровождающийся документацией, предполагающей оценку экологических издержек. Далее, потребуется подобрать пул компаний, которые не просто готовы, но и с технической точки зрения способны реализовать демонтаж такого объекта. Необходимо будет провести конкретные работы: отрезать трубу на требуемом расстоянии, полностью закупорить фрагменты ветки и так далее. Это десятки, если не сотни миллионов долларов, которые вкладывать на нынешнем этапе энергетического противостояния России с Западом, да и на фоне разбушевавшихся разногласий в ЕС, никто не собирается.

- То есть, вы не верите в реальность такого развития событий?

- Ситуация напоминает мне театр абсурда: европейцы собираются потратить миллионы на устранение вещи, которая и так не работает, поскольку ее эксплуатация ограничена юридическими требованиями самой Европы. Возникает вопрос: неужели страны Старого Света сами не верят в собственные юридические возможности, и для их подтверждения недостаточно одного лишь закона, а надо еще и за собственные деньги разрушить совершенно новый технологический объект - лишь бы убедиться, что умозрительная инициатива сработает».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики