Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Идею ценового потолка для российского газа сочли нереализуемой

Идею ценового потолка для российского газа сочли нереализуемой

Не все страны ЕС готовы ее поддержать

Биржевые цены на газ в Европе подскочили сразу на 35%, превысив $3 тысячи за тысячу кубометров. Непосредственным поводом явилась внеплановая остановка на неопределенный срок работы «Северного потока-1» – главного экспортного маршрута из России в страны Старого Света. Но в контекст происходящего укладывается и недавнее громкое заявление главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Чиновница сообщила о готовности Брюсселя установить верхний предел цен на трубопроводный газ из РФ.

По словам главы Еврокомиссии, эта мера «должна помешать попыткам манипулировать энергетическим рынком ЕС со стороны президента Владимира Путина». Между тем, идея «газового потолка», которая сама по себе выглядит грозной и многообещающей стратегией, вызывает ряд вопросов. Например, насколько она технически и юридически реализуема? Сумеет ли Евросоюз внутри себя согласовать единый документ об ограничении цен на российский газ для всех стран альянса? Наконец, какие последствия это будет иметь?

«Совершенно очевидно, что предложение Еврокомиссии имеет много подводных камней, – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Во-первых, если такое ограничение на цены на российский газ коснется долгосрочных контрактов, это будет противоречить политике «Газпрома». Стоимость газа, фиксируемая в таких документах, регулярно пересматривается в зависимости от мировой конъюнктуры. Российский поставщик может просто отказаться заключать контракты на новых условиях. В результате газ на континенте будет дорожать до бесконечности».

Во-вторых, продолжает Деев, в самом Евросоюзе нет единой, согласованной позиции по данному вопросу. Есть страны (прежде всего, Германия), которые критически зависят от поставок газа из России по трубопроводам. А СПГ-терминалов пока недостаточно: в Германии только в июле началось строительство первого регазификационного терминала, который позволит частично заместить сырье из РФ поставками СПГ из других государств.

В-третьих, в случае реализации идеи присутствие России на европейском энергетическом рынке станет номинальным. А это, на взгляд Деева, чревато для экономики Еврозоны масштабными проблемами в виде новых витков инфляции, а также банкротств компаний и предприятий, которым правительства не смогут компенсировать возникшие убытки.

«В теории, Брюссель способен законодательно установить фиксированную верхнюю цену на российский газ и придерживаться ее, – рассуждает специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. – Параметры потолка, по сути, могут быть любыми – от цен прошлой осени до стоимости газа в 2019 году (то есть от $1000 до $250 за тысячу кубометров. «МК»). Но в таком случае страны, которые этот проект поддержат, просто останутся без российского сырья до тех пор, пока нововведение не будет отменено как ошибочное. То есть Евросоюз своими же руками подорвет собственную энергобезопасность, поскольку в полной мере заменить поставки из РФ он сейчас просто не в состоянии».

Норвегия продавать газ по ценам ниже рыночных не будет, да и потенциал наращивания добычи там ограничен. Ровно в такой же ситуации находятся ближневосточные и африканские государства, к тому же масса добывающих компаний в Африке куда более лояльна к России, чем к Европе.

У Соединенных Штатов своя головная боль: страну одолевает рекордная за десятилетия энергетическая, бензиновая инфляция, управу на которую администрация Байдена пока не нашла. В то же время, на взгляд Финкельштейна, в жесткой форме отказаться от участия в соглашении, регулирующем новую ценовую политику ЕС, способна только Венгрия. Из этого она может извлечь немалую выгоду, поскольку будет продавать российский трубопроводный газ втридорога соседям по континенту.

Ну а что касается «Газпрома», он, вероятнее всего, либо сократит экспорт (то есть поставит только оплаченный по прежним ценам объем), либо вообще обнулит его в направлении «недружественных» стран.

«Предложение Еврокомиссии не имеет будущего, поскольку ставит крест на самой возможности закупать у России газ, – говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – Любой текущий контракт «Газпрома» с тем или иным потребителем в Европе содержит формулу ценообразования, и сегодня оплата производится исключительно в соответствие с ней. Если же члены альянса договорятся ввести предельную фиксированную цену на уровне, скажем, $100 или $200 за тысячу кубометров, и начнут платить по этим тарифам «Газпрому», тот вообще прекратит все торговые отношения с ними».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 05.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики