Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как обрушить экономику России? Запад хочет попробовать

Как обрушить экономику России? Запад хочет попробовать

Странам, которые попытаются покупать российскую нефть «по потолку цен» и де-факто присоединятся к санкциям против России, мы вообще ничего поставлять не будем. И если придется — сократим экспорт. Об этом в интервью ИА REGNUM рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

ИА REGNUM: Какие меры может предпринять Россия в случае установления «потолка цен» на энергоносители, который сейчас активно продвигают страны ЕС и США?

Игорь Юшков: Чтобы понимать тему предельных цен на российские углеводороды нужно рассматривать каждый пункт в отдельности. Например, нефть. Эта идея изначально родилась в США, её озвучила министр финансов Джанет Йеллен. Она исходила из того, что санкции, которые мешают России экспортировать нефть, негативно сказываются на странах импортерах, и в частности на США.

Потому что, если Россия не успевает переконтрактоваться на азиатских рынках, тогда она сокращает экспорт. Это приводит к усугублению дефицита на мировом рынке и цены растут, что вредно для США, потому что у них стоимость топлива на внутреннем рынке коррелирует с ценами на нефть на внешнем рынке. Поэтому министр предложила сделать так, чтобы Россия могла максимально много экспортировать нефть и насыщать мировой рынок, чтобы цены были ниже.

Но при таком сценарии возникает явная проблема: как не давать России зарабатывать? Как обрушить её экономику, если надо ей помогать экспортировать нефть? В качестве решения этого вопроса Йеллен «придумала» меньше платить России. Вот такая история с появлением идеи «потолка цен».

Сможет ли Запад продвинуть эту идею? Здесь есть большие сомнения, потому что страны G7, которые обсуждают возможности реализации подобного проекта, сами практически не покупают российскую нефть. То есть они решают, как запретить другим странам покупать российскую нефть по нормальным условиям.

США с 1 апреля не импортируют российскую нефть, страны Евросоюза перестанут это делать с 5 декабря 2022 года в соответствии со своими санкциями. Заставить Индию и Китай, например, покупать только по «потолку цен» крайне сложно.

Россия в этом вопросе занимает жесткую позицию. Тем, кто попытается покупать «по потолку цен» и де-факто присоединится к санкциям против России… тем мы вообще ничего продавать не будем. И если придется — сократим экспорт. А это значит усугубим дефицит и остальная нефть в мире, даже не российского происхождения, будет стоить $150-$200 за баррель.

Угрожая отказом от продаж, Россия пытается не дать сколотить критическую массу импортеров своей нефти, которые будут согласны «с потолком цены». Поэтому в этом плане продолжается история с перетягиванием каната в виде неопределившихся стран.

ИА REGNUM: Что в этом случае ждет Казахстан и его экспорт?

Игорь Юшков: В ситуации с возможным «потолком цен» на российскую нефть позиция Казахстана проста — страна пытается экспортировать как можно больше своей нефти, чтобы максимально заработать.

В реальности, конечно, Казахстану очень далеко до каких-то проектов альтернативных маршрутов вывоза своей нефти на мировой рынок. КТК остается основным маршрутом и, в основном, от периодических остановок работы нефтепровода страдает даже не сам Казахстан, а иностранные акционеры, которые участвуют в добыче нефти в стране.

Поэтому, если Россия сократит экспорт и цены поднимутся, Казахстан от этого только выиграет.

От нормализации отношений, если вдруг это произойдет и европейцы, может быть, откажутся от идеи эмбарго на российскую нефть, Казахстан тоже выиграет, потому что сможет рассчитывать на нормализацию работы КТК.

Если же европейцы будут и дальше отказываться от российской нефти, у Казахстана опять есть возможность больше экспортировать в Европу. Например, через систему нефтепроводов доставлять своё сырье, не встречая конкуренции. Сейчас что-то однозначно утверждать рано, нужно посмотреть, как в итоге будет выглядеть эмбарго.

Но у Казахстана при любом варианте остается много возможностей, чтобы работать и зарабатывать.

Автор: Евгения Ким

Источник: ИА REGNUM, 08.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики