Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия не отказывается от «Южного потока»

Россия не отказывается от «Южного потока»

Сделан еще один шаг в реализации проекта «Южный поток»: Россия и Словения заключили соглашение о совместном предприятии, которое займется строительством и эксплуатацией соответствующего участка трубопровода.

В итоге ситуация вокруг проекта становится все интереснее и одновременно все запутаннее. Ведь только что в СМИ широко обсуждалась возможность отказа России от этого масштабного проекта в пользу идеи построить на Черном море предприятие по сжижению газа и дальнейшей его перевозки в Европу танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы. В начале года говорили даже о том, что «Южный поток» можно объединить с «Набукко». Стали возникать подозрения, не сгущаются ли над нашей трубой тучи, и не заходят ли в тупик переговоры о «Южном потоке».

Напомним, что по сухопутной части маршрута особых проблем пока нет, но вот Турция не дала согласия на прокладку трубы в своей исключительной экономической зоне. На сегодняшний день в это все и упирается, а как решится вопрос, неизвестно. Но не лучше, а намного хуже выглядят перспективы конкурента «Южного потока» – проекта «Набукко». Чем наполнять эту трубу, вообще непонятно. Изначально ожидалось, что по «Набукко» пойдет иранский газ, но отношения Ирана и Европы остаются натянутыми из-за ядерной программы Тегерана, поэтому европейцы стали искать альтернативные ресурсные источники. В качестве потенциальных ключевых поставщиков называли Туркмению и Азербайджан, но дальше слов дело не идет. Туркмения уже поставляет газ в Россию, и хватит ли у нее голубого топлива еще и для «Набукко» – большой вопрос. В Баку тоже не дают однозначного ответа по поводу участия в европейском проекте.

Так что все козыри пока на руках у Москвы, хотя, конечно, нельзя забывать, что российский проект – очень дорогой, и до сих пор возникают споры о его целесообразности. На самом деле ныне действующий способ транспортировки газа через Украину надежен с технической точки зрения. И если бы не особенности внутриполитической обстановки в этой стране, то, возможно, идея «Южного потока» (и, кстати, «Северного» тоже) не возникла бы. Но, увы, мы помним недавние времена «газовых споров» Москвы и Киева, и вновь наступать на те же грабли совершенно не хочется.

О перспективах «Южного потока» рассуждает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Идея строить «Южный поток» появилась из-за проблем, связанных с Украиной. Украина – сложная страна-транзитер, а обойти ее мы пока не можем. Вот ругают «Южный поток» и говорят, что он дорогой. Да, может быть, он и дорогой, но каковы альтернативы? Их же нет! Может быть, «Южный поток» – и не самый блестящий проект, но он рождался не от хорошей жизни. А вот если Украина согласится со слиянием «Газпрома» и «Нафтогаза», то тогда действительно возникает вопрос о будущем «Южного потока». Идея же завода по сжижению природного газа – не самая лучшая: ведь тогда придется решать проблему выхода из Черного моря в Средиземное.

Проект «Южный поток» в своей наземной части достиг такого состояния, что уже подписаны все документы о совместных предприятиях. Со Словенией у нас не было сверхсложных проблем, хотя формально она была последней страной, с которой нужно было подписать бумаги. Т. е. политическую часть можно считать законченной, если говорить о сухопутном участке проекта. С Турцией пока вопросы остаются, но у нас есть свои аргументы. Например, существует проект обхода турецких проливов путем строительства нефтепровода из Бургаса в Александруполис, а Турция предложила построить нефтепровод «Самсун – Джейхан», который идет по ее территории. Так вот, в качестве уступки Турции мы можем сделать выбор в пользу этого проекта.

Так что ситуация гибкая, и параметры «Южного потока» могут меняться. А вот проект «Набукко» – практически мертвый. Для него нет необходимого объема газа.

Автор: Дионис Каптарь

Источник: KM-news.ru, 24.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики