Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ из «Северного потока» загрузят на танкеры

Газ из «Северного потока» загрузят на танкеры

Сегодня, 8 сентября, танкер «Псков» подошел к комплексу СПГ «Портовая» в Балтийском море. В «Газпроме» сообщали, что на объекте начали сжижение газа. Комплекс получает топливо из «Северного потока», по которому остановились поставки в Германию из-за ситуации с турбинами.

По данным навигационного портала Vesselfinder, вечером 8 сентября танкер «Псков» подошел к комплексу СПГ «Портовая». Накануне на Восточном экономическом форуме зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов заявил журналистам, что среднетоннажный завод начал сжижение газа. Работают две технологические линии и комплекс уже произвел первые 30 тысяч тонн СПГ (41 млн кубометров), заметил он.

«Сейчас придет корабль, который будет обеспечивать доставку потребителям СПГ. С учетом конъюнктуры на мировых рынках наш СПГ будет востребован», — сказал Виталий Маркелов.

Комплекс СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн СПГ (2 млрд кубометров) примыкает к компрессорной станции «Портовая» в 7 километрах от границы с Финляндией. Здесь проходит «Северный поток», через который газ и поступает на сжижение. С 31 августа газопровод стоит, так как, по сообщению «Газпрома», и на единственной работавшей турбине обнаружили неполадки — утечку масла. Когда «Северный поток» перезапустят, неизвестно. В российской компании сообщают, что Siemens должна произвести ремонт, но на своей базе, которой, как утверждает «Газпром», у компании нет.

Таким образом, комплекс СПГ «Портовая» становится единственным источником, через который газ «Северного потока» будет поступать на рынок в ближайшее время.

Изначально среднетоннажный завод планировался под обеспечение Калининграда на случай остановки транзита через Литву и для развозки небольших партий по Северо-Западной Европе. Его запуск планировали еще в 2021 году, но каждый раз откладывали.

Очевидно, сейчас танкеры пойдут куда дальше и с большим грузом. Подошедший газовоз «Псков» может принять до 100 млн кубометров. Также недалеко находится еще один танкер подобного класса — «Нижний Новгород», который заходил на терминал в конце марта и, возможно, делал пробную загрузку. Оба танкера доставили в мае грузы СПГ в Индию по контракту Gazprom Marketing and Trading и Gail. Однако потом перешедшая под контроль немецкого правительства компания отказалась от фрахта танкеров «Совкомфлота», попавшего под санкции, и перестала выполнять индийский контракт. В результате суда простояли несколько месяцев у берегов ОАЭ в Оманском заливе Индийского океана и в августе взяли курс на Балтийское море. Министр энергетики Николай Шульгинов докладывал Владимиру Путину о том, что приобрели два газовоза для газоснабжения Калининграда.

Комплекс СПГ «Портовая» не может заменить сам «Северный поток», так как их мощности отличаются в 30 раз. Однако станет серьезным подспорьем для «Газпрома» по продаже газа при падающих поставках в Европу. Возможно, российский СПГ отправится в Индию, для которой прекращение поставок ямальского СПГ по контракту с Gazprom Marketing and Trading стало неприятным сюрпризом. В индийских СМИ сообщали, что Нью-Дели вел с Москвой переговоры о возобновлении поставок, так как контрактная цена в разы ниже рыночных котировок.

Теоретически получателями СПГ с нового терминала могут быть и европейские клиенты «Газпрома», которые пострадали из-за остановки «Северного потока». Глава немецкой Uniper Клаус-Дитрих Маубах говорил на пресс-конференции, что компания изучает вариант судебного иска и требования, чтобы «Газпром» компенсировал выпавшие объемы закупками на европейской бирже. Однако, замечал EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, «Газпром» вряд ли будет компенсировать поставки.

«Проблемы с „Северным потоком“ сгенерированы западными санкциями. С какой стати Россия должна это компенсировать из своего кармана?» — сказал эксперт.

Источник: EADaily, 08.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики