Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал способы решения вопроса с санкциями ЕС против топлива из Минска (аудио)

Эксперт назвал способы решения вопроса с санкциями ЕС против топлива из Минска (аудио)

Эксперт Митрахович перечислил способы решения вопроса с санкциями ЕС против белорусского топлива

В качестве временных мер Москва может предложить Минску, потерявшему украинский рынок топлива и испытывающему трудности из-за санкций, частичный демпфер на поставки топлива в РФ и использование белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на внутреннем рынке. Об этом заявил «Известиям» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в пятницу, 9 сентября.

Но в перспективе нескольких лет Белоруссия должна строить новые нефтепроводы на Балтике, развивать логистику и экспорт в дружественные ей и России страны — Азии, Ближнего Востока, добавил эксперт.

Ранее в этот же день «Коммерсант» со ссылкой на источники в Минэнерго и Минфине России сообщил, что РФ собирается поддержать Белоруссию, увеличив импорт ее бензина и дизельного топлива. Согласно данным агентства Argus, Минск обеспечивал 45% совокупного импорта бензина и 37% импорта дизтоплива на Украину. По словам источника издания, вопрос о способах выплат субсидий белорусским заводам сейчас обсуждается. Для этого Минфин может подготовить изменения в Налоговый кодекс. Также рассматривается возможность получения демпфера Белоруссией с помощью трейдинговой компании из России.

Станислав Митрахович считает, что Минску надо строить инфраструктуру в российских прибалтийских портах — Приморск, Усть-Луга, Санкт-Петербург — нефтепроводы, потенциально выводя туда белорусский экспорт на мировые рынки. Однако трубопроводы быстро не строятся, подчеркнул он. Эксперт напомнил, что белорусский президент Александр Лукашенко не хотел этого делать, просил скидки и так далее. Если бы лидер Республики Беларусь, по его словам, вовремя переключился на экспорт через российские порты, сейчас ситуация была бы намного проще. В сентябре 2020 года Александр Лукашенко заявлял о готовности Белоруссии рассмотреть возможность строительства своего морского терминала в Ленинградской области. В РЖД тогда выразили готовность предоставить Минску скидку на завоз нефтепродуктов в российские порты и на возврат пустых цистерн. Однако о дальнейших планах относительно порта политик не сообщал.

Энергетик усомнился в том, что Республика Беларусь сможет перенаправить поставки нефтепродуктов, которые раньше поступали Киеву, в другие страны, потому что Евросоюз наложил на них санкции еще в 2021 году. Правда, ключевые нефтепродукты не попали под ограничения, только второстепенные, добавил он. Но с учетом текущих обстоятельств европейский рынок не является вариантом для Минска, заключил эксперт.

В 2021 году Совет Евросоюза назвал пять кодов товарной номенклатуры нефтепродукции, запрещенных к поставке из Белоруссии. Среди них были дистилляты, нефтяные газы, парафин, нефтяной битум. Из-за этого белорусские нефтеперерабатывающие заводы — Мозырский и Нафтан — теперь ограничены в возможности экспортировать свои продукты. Однако Минск может продолжать поставки нефтепродуктов по контрактам, заключенным до 25 июня 2021 года.

Источник: Известия, 09.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики