Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергокомпании нагнут на благо ЕС: Еврокомиссия обновила план энергоспасения

Энергокомпании нагнут на благо ЕС: Еврокомиссия обновила план энергоспасения

Страны ЕС определятся с мерами по борьбе с энергокризисом и высокими ценами на электроэнергию не спеша — только в конце сентября. В обновленном проекте Еврокомиссии остались три основных направления — лимит цен на электроэнергию негазовой генерации, сокращение потребления электроэнергии в пиковые часы и налог на сверхдоходы энергопоставщиков.

В европейских СМИ оказался обновленный проект Еврокомиссии по борьбе с энергокризисом и высокими ценами на электроэнергию. В документе снова акцент сделан на ограничении цен для негазовой генерации, экономии потребления и налоге на сверхдоходы энергопоставщиков.

По данным Bloomberg, для производителей электроэнергии не из газа хотят установить лимит цены в 180−200 евро за МВт-ч, так как их расходы значительно ниже, чем у генерации на голубом топливе. По данным Nordpool, на 14 сентября средняя цена оптовой электроэнергии на бирже составляет для Германии, Франции и Австрии 455−461 евро за МВт-ч. В то же время для Польши — 136 евро.

Также Еврокомиссия предложит обязательное общее снижение потребления электроэнергии в 10%, а в пиковые часы — на 5%.

С прошлой недели часть стран ЕС начала устанавливать лимит тарифов на электроэнергию для населения и бизнеса. Их Брюссель предлагает удерживать благодаря налогу на сверхдоходы энергокомпаний, включая нефтегазовые, энергетические и угольные. Источник Bloomberg рассказал, что ставка может составить 33% от суммы превышающей среднюю прибыль компаний в течение последних трех лет. В проекте говорится, передает Euractiv, что она будет минимальной для всех стран ЕС, правительства которых могут менять ставку в сторону повышения.

Во втором квартале нидерландско-британская Shell показала рекордную прибыль в $ 11,5 млрд. Из-за низких показателей в пандемийный 2020 год средняя прибыль компании за три предыдущих года в апреле-июне составляла $ 3 млрд. Таким образом, сверхдоходы Shell во втором квартале могут считаться в $ 8,5 млрд, а налог в 33% - в $ 2,8 млрд.

Как показало предыдущее экстренное заседание министров энергетики стран ЕС, и этот проект будет проходить серьезные дискуссии.

«Вызов в том, чтобы найти общеевропейское решение, которое подойдет каждому члену ЕС с их различными источниками энергии, разным благосостоянием и промышленной мощью», — замечает корреспондент Bloomberg Стефен Стапжинский.

Время на дискуссии, судя по всему, есть. Несмотря на экстренность, о которой говорят в Брюсселе, окончательное решение в ЕС планируют сделать не раньше конца сентября.

«30 сентября мы завершим работу, начатую на прошлой неделе. Я только что объявил о проведении другого чрезвычайного совета по энергетике, чтобы обсудить предложения Еврокомиссии, как справиться с высокими ценами на энергоресурсы», — написал в Twitter министр промышленности Чехии Йозеф Сикела. Чехия председательствует в ЕС.

Информацию министра подтвердила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.

«Ощущение того, что они не очень торопятся, действительно есть, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Не знаю, с чем это связано. Возможно с тем, что они в эти меры не очень верят. Я подозреваю, что сверхприбыли находятся за пределами европейской юрисдикции, во всяком случае, в сегменте импорта газа. А в электроэнергетике нужно разбираться, много ли там будет денег, которые можно изъять и перенаправить на субсидии потребителям».

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов замечает, что биржевая цена газа опустилась ниже $ 2 000 за тысячу кубометров, а нормативы по заполнению хранилищ к 1 ноября уже почти выполнены. Это может быть причиной того, что Евросоюз не спешит с принятием мер.

«Кроме того, ЕС не всегда оперативно реагирует на текущие вызовы, поскольку объем обсуждаемых вопросов в повестке традиционно достаточно велик», — говорит Максим Худалов. Он считает, что именно трейдеры и энергокомпании разгоняли спотовые цены на биржевых площадках и поэтому должны нести за это ответственность.

«„Газпром“, да и другие поставщики энергоресурсов в ЕС таких цен не получали. Поэтому будет справедливо, если часть их избыточных доходов будет потрачена на компенсацию выросших расходов потребителей. Налоги на сверхприбыль сырьевых компаний никого в мире не удивляют, поэтому энерготрейдерам и энергокомпаниям, скорее всего, тоже придется учитывать дополнительное налоговое бремя в случае резкого роста маржинальности их деятельности», — говорит эксперт. Он полагает, что сдержать расходы для потребителей можно и тем, что дополнительно переложить бремя тарифов на промышленность, но на фоне закрытия ключевых предприятий тяжелой промышленности в ЕС вряд ли на эту меру кто-нибудь решится.

Налог на сверхдоходы энергокомпаний в 25% уже действует в Италии. Однако его сборы разочаровали власти. В стране приняли пакет поддержки домохозяйств и бизнеса в 52 млрд евро и 10−11 млрд евро ожидали получить за счет налога. Однако, как сообщает Reuters, тысячи компаний отказались платить первоначальный взнос в 40% к концу июня и общие сборы к 1 сентября составили всего 2 млрд евро, из которых почти 30% заплатила подконтрольная государству Eni.

Замдиректора ФНЭБ отмечает, что у ЕС получается классический пример эффекта короткого одеяла.

«А тут оно не только короткое, но и дырявое. С другой стороны, от потолка цен на импорт газа ввиду его полной абсурдности они, похоже, отказались. Может, дойдут и до более простого рецепта — договориться с Москвой», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 13.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики