Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергоколлапс близок: коснется ли Баку решение ЕС о потолке цен на газ

Энергоколлапс близок: коснется ли Баку решение ЕС о потолке цен на газ

Среди стран, которые предлагают ввести потолок цен на импортируемый газ главные потребители азербайджанского "голубого топлива" – Италия и Греция. К каким проблемам приведет газовый потолок и согласится ли Баку на такое решение ЕС?

В попытках снизить доходы РФ от основного источника – нефти и газа – в Евросоюзе уже идут на радикальные шаги, которые повредят в первую очередь потребителям в ЕС и торговым отношениям с рядом стран-экспортеров "голубого топлива".
 
После решения о введения потолка цен на импортируемую российскую нефть с 5 декабря на очереди поставки газа. Так, в ЕС предлагают ввести потолок цен на газовые поставки не только из РФ, но и со всех рынков импорта. Европейская комиссия представит предложение о введении общего ограничения цен на газ в течение сентября, сообщил министр по экологической модернизации и трансформации Италии Роберто Чинголани. По его словам, за этот вариант однозначно высказались 15 стран.
 
Чинголани считает, что вводить ограничение цен только на газ из РФ бессмысленно, так как сейчас в Европу его поступает очень мало. В Греции, которая также, как и Италия является импортером азербайджанского газа, считают, что потолок цен должен быть введен в отношении всего объема импорта газа в ЕС. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что Евросоюз должен установить потолок цен не только на газ из РФ, но и на его поставки из других источников.

Экспортеры газа в ЕС против потолка цен

Впрочем, несмотря на всю настроенность ЕС на введение потолка стоимости для "голубого топлива", западные лидеры все же понимают насколько ошибочным будет данное решение. Так, премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре во время телефонного разговора с главой ЕК Урсулой фон дел Ляйен заявил, что установление предельной цены на природный газ не решит проблемы нехватки данного энергоресурса в Европе.
 
Тут высказывание Норвегии стоит рассматривать и как опасение страны-экспортера газа по снижению доходов от экспорта энергоресурсов. Ожидается, что по итогам текущего года Норвегия поставит в ЕС около 90 млрд кубометров газа. В такой ситуации, установка потолка цен значительно снизит доходы страны от экспорта "голубого топлива", которая вышла на максимальную производственную мощность данного вида ископаемого топлива.

Стоит отметить, что наряду с РФ, Алжиром и Норвегией сегодня важным поставщиком газа в ЕС является и Азербайджан. Совсем недавно по итогам переговоров в Баку, Азербайджан и ЕС пришли к соглашению увеличить поставки газа. К 2027 году Азербайджан увеличит экспорт "голубого топлива" в ЕС до 20 млрд кубометров ежегодно, что более чем вдвое превысит нынешние объемы поставок – 8 млрд кубометров в год.

При этом, показатели по экспорту азербайджанского газа по итогам восьми месяцев текущего года указывают на то, что за указанный период европейский потребитель получил около 7,3 млрд кубометров газа. Таким образом, ожидается, что по итогам текущего года поставки азербайджанского газа в ЕС значительно превысят предполагаемые ранее объемы.

Европейцы сами настояли на контрактах с привязкой к спотовому рынку

По мнению аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, в ЕС предлагают все более радикальные шаги – введение потолка цен на весь импортируемый газ может оказаться большой проблемой как для самих европейцев, так и для поставщиков трубопроводного газа.

"Основной риск заключается в том, что компании, в частности "Газпром", если мы говорим про Россию, могут трактовать требование потолка цены как нарушение контрактных обязательств. В частности, "Газпром", скорее всего, так и будет делать – на уровне государственной власти это неоднократно повторялось, что мы не будем поставлять нефть, газ и нефтепродукты в те страны, которые пытаются диктовать нам нерыночные условия", – рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.

Эксперт читает, что "Газпром" будет указывать на то, что у него есть коммерческие контракты с европейскими компаниями, где прописана формула ценообразования с привязкой к стоимости на спотовом рынке. Так, последние десять лет все соглашения "Газпром" по настоянию самих же европейцев были переписаны по данной формуле.

"Вплоть до того, что буквально в 2021 году "Газпром" проиграл в арбитражном суде польской PGNiG, с которой контракт был с нефтяной привязкой. Поляки доказали, что это несправедливая цена, а справедливая на спотовом рынке, что арбитраж и установил. И когда эта справедливая цена улетела к $3 тыс. за 1 тыс. кубометров европейцам это не понравилось", – отметил Юшков.

Соответственно по формуле такого ценообразования, "Газпром" должен получить выручку около $2 тыс. за 1 тыс. кубометров газа, а если поменять формулу ценообразования компания за каждую 1 тыс. кубометров получит только $500, сказал Юшков.

"Таким образом, "Газпром" будет считать, что ему не доплатили и в соответствии с контрактом не будет поставлять газ, и окажется, что европейцы нарушают условия контракта", – отметил эксперт.

Потолок цен на газ усугубит энергодефицит в ЕС

Юшков считает, что если распространить подобную практику и для остальных поставщиков газа в ЕС, то это будет нести определенные риски. Так, если для СПГ установят какую-то низкую планку, то весь его объем уйдет на азиатские рынки, и в Европе усугубится дефицит и, если к тому моменту останется биржевая торговля, там цены будут могут вырасти аж до $7 тыс. за 1 тыс. кубов.

"Зачем тогда нужна будет биржевая торговля, если регулятор заставляет всех покупать по $500?! В плане отношения к СПГ это очень опасно, потому что в Азии цены тоже довольно высокие. В Европу сейчас СПГ идет со всего мира именно потому, что там самые высокие цены в мире. Если они попытаются их снизить, азиатский рынок станет более привлекательным и в Европе будет наблюдаться дефицит газа", – рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.

Кроме того, отметил эксперт, если говорить про трубопроводный газ, который идет в ЕС из Азербайджана, Норвегии, Алжира и РФ, то тут большие вопросы, так как формально Евросоюз будет нарушать договоры с поставщиками газа.

"Тут Азербайджан попадет в трудную ситуацию, так как перенаправить те же объемы, которые идут сейчас в ЕС Азербайджане не сможет, и стране придется сокращать объем добычи. Например, у Алжира и Норвегии есть небольшие объемы по сжижению газа, они могут перекинуть части экспорта, который шел по трубопроводам на СПГ-заводы. У Азербайджана такой возможности нет, но с другой стороны и объемы поставок не такие большие как у Алжира и Норвегии. Поэтому здесь целесообразнее было бы Азербайджану как-то договариваться с европейцами", – считает эксперт.

По мнению Юшкова, очевидно, что европейские власти не совсем адекватны в вопросе энергетики и предлагают такие решения, как установка потолка цен для всех поставщиков газа, настаивают на потолке стоимости электроэнергии со всех негазовых электростанций, что делает производство электроэнергии нерентабельным.

"Поэтому пока я бы сказал, что вряд ли можно ожидать ввода потолка цены на газ именно потому, что многие страны понимают, что это путь к остановке поставок и усугубления энергетического кризиса в ЕС", – резюмировал эксперт.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 13.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики