Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Америка – главный бенефициар? Кто выиграет в борьбе за углеводороды

Америка – главный бенефициар? Кто выиграет в борьбе за углеводороды

США могут выиграть от рецессии в Европе, поскольку это поможет Вашингтону в борьбе с их собственной инфляцией. Но полное прекращение экспорта российской нефти грозит серьёзными проблемами уже американской экономике.

Об этом пишет Washington Post, ссылаясь на американских экономистов и профильных чиновников:

Если Россия продолжит продавать миру нефть и только сократит экспорт газа в Европу, эффект для экономики США, вероятно, будет минимальным. На самом деле это может даже помочь американским фирмам, которые добывают природный газ.

Более скверный для США сценарий – отказ России от экспорта нефти, возможный в случае применения западными странами механизма так называемых ценовых ограничений.

Это толкнёт экономику в рецессию. Цены на бензин в одночасье взлетят до потолка, обратно к рекордным пяти долларам за галлон. Экономика не может переварить пять долларов за галлон,

– цитирует издание экономиста из агентства Moody's.

Выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, президент Владимир Путин отметил, что "Запад находится не в том положении, чтобы диктовать условия России":

Есть контрактные обязательства, контракты на поставку. А если будут приниматься какие-то решения политического характера, противоречащие контрактам, то мы их просто выполнять не будем. И вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, в данном случае экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут. Мы будем полностью выполнять наши контрактные обязательства. Но если кто-то попытается нам что-то навязать, то хочу отметить, те, кто нам что-то навязывают, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю. Пусть одумаются. Ничего навязанного делать мы не будем. И у вас останется только одно, как в известной русской сказке приговаривают: "Мёрзни-мёрзни, волчий хвост".

Эту эпическую статью в Washington Post в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.

Американцы не смогут всех принудить присоединиться к "картелю победителей"

Юрий Пронько: Как может дальше развиваться ситуация после заявления Владимира Путина? Я прекрасно понимаю, каким влиянием обладают группы лиц и корпорации, занимающиеся подобным экспортом. Понятно, что у них есть сторонники в кабинетах власти на самом высоком уровне. Но мы решимся на такой ответ?

Станислав Митрахович: Прежде всего, я думаю, что сам Запад не решится на полноценное введение механизма price-cap, потому что это очень рискованная история.

То есть, если бы сейчас был на дворе какой-нибудь однополярный 1995 год, то можно было бы предположить, что американцы смогли бы заставить всех мировых игроков присоединиться к своего рода картелю победителей.

Но сейчас другое время. Китай, Индия проводят самостоятельную линию, и есть целый набор аргументов, почему они не станут присоединяться к механизму price-cap.

Для Китая это стало бы уступкой американскому курсу, что Пекину стратегически совершенно не нужно. Для Индии это обернулось бы прекращением российских поставок, а сейчас Дели получает довольно серьёзный коммерческий дисконт.

Сейчас у них синица в руках, а они надеются получить журавля в небе. Если Индия и дальше не будет присоединяться к price-cap, она продолжит получать коммерческие дисконты.

Американцы не смогут проверить каждую заключённую сделку

– Но Вашингтон угрожает тем странам, компаниям, которые его ослушаются и не будут принимать участие в этой афере, которую пытается разогнать Америка. Не будет страшно тем, кто не послушается?

– Кому-то будет страшно, какие-то страны присоединятся к этой мере. И они прекратят получать наши энергоресурсы. Но опять же, чтобы все подряд согласились, это надо, чтобы была Британская империя XIX века или, может, начало – середина 90-х годов XX века.

Сейчас как это всё контролировать? Представьте себе, что какая-нибудь из энергетических компаний заключает сделку. И что, американцы придут и каждую сделку будут проверять? Их пустят во все точки? А если эта сделка проведена не в долларах, если страховщик не из Европы? Это уже сейчас делается.

Уже сейчас Малайзия поставляет нефти больше, чем добывает, перегружая нефть из России, что прямо признаёт Bloomberg. Значит, кто-то этим занимается – и страхует, и предоставляет услуги судоходного фрахта, и всё остальное. Тогда что? Они собираются наказывать всех подряд в Индии? Всех подряд в Азии? Всех подряд на Ближнем Востоке? Я думаю, это просто нерационально.

Другое дело, что они объявят, скажем, что благодаря их мерам русская нефть продаётся дешевле, чем могла бы. Но она и так продаётся уже полгода дешевле, чем могла бы быть. Но это не price-cap, а результат сложившихся обстоятельств, и в том числе коммерческих договорённостей.

А в эффективность на международном уровне механизма государственного регулирования под называнием price-cap я не верю.

– По газу они уже разошлись, не все в Евросоюзе оказались отмороженными. Однако на фоне происходящего возникает огромное желание им всем там подкузьмить. Есть у нас варианты, как это сделать?

– Можно поднять ставки в игре. Но это может быть рискованно для обеих сторон.

Можно прекратить поставки газа, например. Ведь мы до сих пор газ в Европу поставляем через Украину. Конечно, там объём в 2,5 раза меньше того, что было согласовано в контракте 2019 года. Но всё равно поставки идут. Но через Украину идут поставки и в Приднестровье, а это очень важный момент, который приходится учитывать нашему руководству.

Также идут поставки газа в Латвию, но вот тут точно можно вентиль перекрыть по нашему желанию.

Идут поставки через "Турецкий поток" во вторую нитку – дальше на Балканы и в Грецию. И кстати, российский СПГ по-прежнему идёт в Европу, в том числе и в Финляндию и ещё в некоторые страны.

На самом деле поставки сокращены раза в четыре по сравнению с тем объёмом, что поставлялся в первые дни сентября 2021 года. Там осталось уже не так много, и если все захотят выбрать газ одновременно, нечего будет даже обсуждать.

У нас там совсем небольшой лаг остаётся, примерно ¼ от того, что мы поставляли год назад. Но и здесь есть тоже пространство для дискуссий.

Можно зацепиться за какие-то отдельные бизнес-интересы, которые могут повлиять на ту политику, которую будут проводить в Европе следующей весной, когда люди поймут, что у них в платёжках немыслимые суммы, что одни предприятия закрылись, что ради спасения других предприятий было напечатано много денег, поэтому инфляция рванула вверх и так далее. 

Мы с вами скоро будем обсуждать сценарий прекращения транзита газа

Но, я думаю, расчёт такой. С другой стороны, мы с вами наблюдаем эскалирующий кризис. Поэтому я не удивлюсь, если мы где-нибудь через два месяца всё-таки будем обсуждать сценарий прекращения транзита газа, как минимум через Украину.

Если говорить о транспортировке через Турцию, то самое интересное, что туда мы поставляем газ менее дорогой, чем через Украину. Потому что через Турцию идёт газ в Венгрию и в Сербию. А там цена ниже в соответствии с политически мотивированными соглашениями.

А через Украину идёт тот газ, за который мы получаем больше денег. Я думаю, что это тоже имеет значение. Но опять же, это всё мы рассматриваем не как абстрактную какую-то торговлю, а применительно к условиям текущего кризиса и последних новостей военного характера.

Что касается Латвии, то они вообще-то официально собираются с Нового года отказаться от нашего газа.

– Как этот процесс можно ускорить?

– С Латвией проще всего – там объёмы совсем небольшие остались. Почему именно Латвия закупает? Потому что в Латвии хранилища крупные около Риги ещё со времён Советского Союза. Оттуда они своих соседей газом и снабжают – Эстонию и Финляндию.

Литва громко заявила, что она газ не покупает, но покупает Латвия, которая закачивает газ себе в хранилища, а потом они на нём живут. Возможно, это будет первое следующее отключение по графику, которого мы с вами можем дождаться.

Источник: Царьград, 15.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики