|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская энергетика: Три года спустя после ликвидации РАО «ЕЭС России» отрасли нужна новая реформа? Российская энергетика: Три года спустя после ликвидации РАО «ЕЭС России» отрасли нужна новая реформа?Тема российской электроэнергетики в последние месяцы становится все более актуальной, что, в общем то, вполне объяснимо. «Провели реформу и расслабились…»
Выступая на заседании президиума Госсовета 11 марта 2011 года, Дмитрий Медведев отметил, что надежная электроэнергетика является основой для устойчивого развития российской экономики, основой для качества жизни людей, для поддержания безопасности в государстве и обществе. По словам президента, положительным результатом реформ в электроэнергетике стал рост инвестиций и ввод мощностей, однако эффективность отрасли за последние двадцать лет практически не повысилась. «Это очень тревожный показатель — в других отраслях ситуация совершенно Основное увеличение цен, по словам Дмитрия Медведева, приходится на распределительные сети и сбыт, тарифы на передачу электроэнергии в регионах отличаются в разы, а строительство собственной генерации для оптовых потребителей становится более выгодной, чем покупка энергоресурсов из сети. Стоит отметить, что происходящее на рынке способно отпугнуть не только потенциальных, но и существующих инвесторов: председатель набсовета «Совета производителей электроэнергии» Михаил Слободин, выступая на конференции «Российская электроэнергетика: итоги реформы и перспективы развития», заметил, что если бы правительство сейчас предложило выкупить у инвесторов их активы, большая часть согласилась бы их продать. По мнению главы государства, для разрешения сложившейся в отрасли ситуации необходимо решить несколько приоритетных задач. Как бы то ни было, инициативу Медведева по приватизации в целом поддержали министерства. Однако если президент выступил за скорейшую передачу в управление или приватизацию распределительных сетевых компаний, относящихся к «Холдингу МРСК», то Минэкономразвития, в лице Эльвиры Набиуллиной, придерживается более консервативной позиции. «…Вопрос приватизации, мне кажется, — вторичный. Вопрос приватизации можно было бы решать, в том числе проведя эксперимент по тому, чтобы часть сетевых компаний передать в управление частным компаниям и посмотреть на этот опыт. И после этого опыта передачи, допустим, в частное управление части сетевых компаний, уже решать вопрос, нужно приватизировать или не нужно приватизировать, потому что это действительно очень сложный вопрос», — такую точку зрения глава МЭР высказала в ходе заседания президиума Госсовета 11 марта. Неоднозначную позицию в данном вопросе заняло Минэнерго: глава ведомства Сергей Шматко назвал приватизацию электросетевых компаний на данный момент нецелесообразной, ввиду многочисленных проблем, которые снижают стоимость компаний, однако предложил передать в управление частным инвесторам наиболее проблемные компании «Холдинга МРСК». Среди потенциальных кандидатов на передачу в управление назывались «МРСК Правда, пилотным проектом по привлечению иностранных инвесторов в сетевой комплекс станет все же Томская РСК, которую «Холдинг МРСК» передает в управление французской ERDF. В дальнейшем не исключено, что ERDF также войдет в капитал российской компании. По мнению экспертов, данная сделка должна позитивно отразиться не только на Томской распредсетевой компании, но и на всей отрасли. «Позитивна ситуация и для российской электроэнергетики в целом — в сложившихся условиях, при публично озвучиваемом недовольстве зарубежных акционеров отечественных генкомпаний, успешная сделка позитивно отразится на российском инвестиционном климате. Кроме того, вхождение в капитал рапределительных компаний зарубежных акционеров снизит риски дальнейшего сглаживания тарифов и коррекции долгосрочных планов И все же тема приватизации, передачи в управление «сетевиков» первоочередной на сегодняшний день не является. Главная проблема в том, что основные задачи, которые декларировались в процессе реформирования электроэнергетики, — привлечение инвестиций для модернизации, развитие конкуренции на рынке, — так и остались декларацией. Задачи реформы на втором этапе ее осуществления (2008 — 2011 годы) выполнены не были, это подтверждают участники рынка. Предполагалось, что к 2011 году в России будет создан эффективный рынок мощности на сутки вперед, промышленники смогут покупать электроэнергию по свободным ценам, в отрасль будут привлечены значительные инвестиции на строительство, однако всего этого не произошло, считает Положение цугцвангаПо мнению самих энергетиков, есть несколько причин тому, что реформа отрасли пошла «не так». «74% рынка мощности напрямую или косвенно регулируется государством. Последние действия и предложения правительства вызывают серьезную озабоченность у инвесторов и создают дополнительные риски и неопределенность. Меры, которые сейчас объявлены, только усугубляют финансовую ситуацию в отрасли», — уверен Сергей Тазин, генеральный директор E.ON Russia. Вообще, недовольство иностранных инвесторов происходящим сегодня в отрасли очень хорошо ощущалось на прошедшей недавно конференции «Российская электроэнергетика: итоги реформы и перспективы развития», в которой помимо Тазина также принимал участие председатель совета директоров «Enel Не соответствует данным ранее обещаниям со стороны государства и возможное снижение цен в рамках ДПМ, которые изначально гарантировали инвесторам доходность в размере 14–15% в течение 10 лет. Как неоднократно отмечалось участниками, ДПМ на сегодняшний день вообще является единственным «светлым пятном» в отрасли. Как заметил в ходе конференции Михаил Слободин, «это Таким образом, еще одно недовольство участников рынка связано со слишком частой сменой правил игры, а на данный момент и полным отсутствием этих правил. «Мы не знаем, по каким тарифам продаем электроэнергию, а уже середина марта. Как рассчитывать цены, непонятно», — посетовал на конференции гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров. В начале 2011 года должны были выйти новые, Наконец, еще одна насущная проблема, неоднократно озвученная участниками рынка, — это отсутствие сильного, квалифицированного регулятора. «Совет рынка», который эту функцию должен осуществлять, лишь вводит в заблуждение и государство, и отрасль, и потребителей, считают энергетики. «Неэффективная работа „Совета рынка“ тормозит развитие отрасли, возможность договариваться между энергетиками и членами совета отсутствует. Если мы не заменим „Совет рынка“, правила его работы, то ничего хорошего нас не ждет», — считает Денис Федоров из «Газпром энергохолдинга», добавляя, что сегодняшние решения «Совета рынка» снижают инвестиционную привлекательность отрасли. Точку зрения Федорова разделяет зампредседателя правления НП «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» по операционной деятельности Елена Фатеева, по словам которой каждый субъект рынка сегодня имеет свое представление о том, как должна работать отрасль, а единый центр выработки консенсуса отсутствует. «Мы находимся в точке большого недоверия: с одной стороны — государства к участникам рынка, с другой стороны — участников рынка к государству. Эта точка не позволяет развиваться дальше, так как неясно, идти ли вперед или двигаться обратно, к регулированию. Кроме того, сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, тенденцию все „зарегулировать“, проистекающую из того самого недоверия, с другой, — ощущается нехватка нормативной базы, регулирующей основные процессы в отрасли», — отметила Фатеева в ходе своего выступления на международной практической конференции «Реформирование электроэнергетической отрасли в России», которая недавно состоялась в Финляндии. Новая реформа в энергетике? Для того чтобы изменить сложившуюся в отрасли ситуацию, необходимо провести ее «перезагрузку», проще говоря, новую реформу, считают энергетики. «Возможно, сама модель рынка нуждается в коррекции. Как вариант, можно в качестве ключевых элементов интегрировать в нее элементы, которые учитываются в моделях энергорынка большинства развитых стран», — предлагает Владимир Княгинин. Такими ключевыми элементами могут стать строительство новых мощностей, модернизация, ремонты, НИОКР и экологические ограничения, добавляет председатель совета директоров «Enel По мнению же аналитиков, показательным в этом отношении будет лето 2011 года, когда начнется процесс определения тарифов на 2012 год. «Поскольку, согласно недавнему заявлению Автор: Кириллова Ольга Источник: Финам.RU, 25.03.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|