Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Канцлер ФРГ прокомментировал переход немецких активов «Роснефти» под госконтроль

Канцлер ФРГ прокомментировал переход немецких активов «Роснефти» под госконтроль

По словам Шольца, решение по поводу перехода под контроль регулятора ФРГ «дочек» «Роснефти» далось нелегко, но главное, по его мнению, то, что будет обеспечена безопасность производства нефтеперерабатывающего завода в Шведте

Канцлер Германии Олаф Шольц прокомментировал решение о передаче дочек «Роснефти» под контроль немецкого регулятора. Речь идет о трех НПЗ — в Шведте, Карлсруэ и Фобурге. В ответ на передачу активов российская компания сообщила о необходимости перезаключить контракт на поставки сырья на эти заводы на новых условиях, которые Берлин, по всей видимости, сочтет неприемлемыми. В интервью радио Deutschlandfunk Шольц заявил, что ФРГ готова к прекращению поставок российской нефти по трубопроводу «Дружба».

Три завода «Роснефти», о которых идет речь, производят 12% всех нефтепродуктов в Германии. Немецкие власти передали их в управление сетевому регулятору. «Роснефть» назвала это экспроприацией и заявила, что готова поставлять сырье на эти заводы на новых условиях. Одним из них является защита инвестиций. «Роснефть» вложила более 4,5 млрд евро в нефтепереработку в Германии и теперь настаивает на возврате этих денег. Но это вряд ли произойдет, и рынок уверен, что поставки нефти по северной ветке «Дружбы» в сторону этих НПЗ будут приостановлены.

Если это произойдет, что будет делать «Роснефть» с высвободившимися объемами? Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«На первом этапе попытаются снизить производство, это неизбежно, а дальше будут делать то, что делали уже много месяцев подряд: переориентироваться на внешние рынки, постепенно загружать морские мощности, порты российские для того, чтобы поставлять нефть морским путем в страны Азии и на Ближний Восток, где нефть либо потребляется, либо перегружается и потом перепродается от другого имени, смешивается с нефтью других нефтепроизводителей и продается уже как смесь, в которой формально уже не российская нефть, а какая-то смесь. На Западе, например, недавно вышла статья в Bloomberg со ссылкой на известную аналитическую фирму Kepler, что в следующем году порядка половины российской нефти, которая выпадает из европейского рынка, нужно будет перенаправить на другие рынки. Они называют целую кучу стран ближневосточных, азиатских, даже латиноамериканских».

Ранее министр экономики ФРГ Роберт Хабек говорил, что передача немецких заводов «Роснефти» в управление сетевому регулятору объясняется «надвигающейся угрозой безопасному энергоснабжению». Он пояснил, что эксплуатация этих НПЗ оказалась под угрозой из-за нежелания «критически важных провайдеров, таких как поставщики комплектующих, страховщики, банки и IT-компании», сотрудничать с «Роснефтью».

Итальянские власти, в отличие от немецких, не намерены ограничивать в правах собственника российского нефтеперерабатывающего завода. Как заявил ранее на этой неделе министр экологического перехода страны Роберто Чинголани, о национализации НПЗ «Лукойла» на Сицилии речи не идет. На этот завод приходится около 20% перерабатывающих мощностей Италии, он получает до 40% своего сырья из России. По словам Чинголани, он надеется, что завод «Лукойла» будет куплен иностранным инвестором.

Комментирует советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

«Во-первых, все-таки «Лукойл» — это, наверное, крупнейшая частная компания, которая в меньшей степени ассоциируется с государством. Во-вторых, позиции национальных властей разных стран Европы довольно сильно отличаются. То есть ждать какого-то консолидированного подхода пока оснований нет: власти каждой страны решают эту проблему по-своему, и решения эти могут очень сильно отличаться. Но применительно к заводу «Лукойла» оба фактора работают в пользу того, чтобы, скажем так, уменьшить вероятность каких-то действий, направленных на национализацию».

Но дело не только в том, что «Роснефть», которая теперь не может управлять своими заводами в Германии, — это государственная компания, а «Лукойл» — частная. Первая попала под европейские санкции, а в отношении второй никаких ограничительных мер не вводилось. И, возможно, поэтому итальянские власти считают возможным продажу сицилийского НПЗ «Лукойла» иностранному инвестору.

В том же интервью радио Deutschlandfunk Олаф Шольц заявил, что его разговоры с Владимиром Путиным всегда проходят в дружелюбном тоне, несмотря на разницу во взглядах, в том числе по поводу ситуации на территории Украины. Последний телефонный разговор президента России и канцлера ФРГ состоялся 13 сентября. По словам Шольца, он считает важным вести разговор, но при этом не нужно питать иллюзий. «Если подытожить все разговоры, которые у меня были с Путиным за последнее время, то подвижки были, но не далекоидущие». Шольц также сказал, что Берлин поддерживал и будет поддерживать Киев, в том числе поставками современного оружия, при этом главная цель — не допустить эскалации между Россией и НАТО.

Источник: BFM.RU, 17.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики