Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Новатэк» и «Газпром» принуждают к тесному сотрудничеству

«Новатэк» и «Газпром» принуждают к тесному сотрудничеству

Новая санкционная реальность выливается не только в разрыв многолетних торгово-экономических связей, но и, напротив, в создание новых, непредсказуемых партнёрств. Ещё недавно казалось, что «Газпром» и «Новатэк» будут бесконечно долго довольствоваться условным разделом газовой поляны: один – на рынке трубопроводного газа, другой – на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Однако вполне возможно, что компаниям придётся сотрудничать в рамках одного проекта. Эксперты считают, что из этого может выйти толк, если партнёры не станут заложниками собственных амбиций.

Безальтернативное предложение

После того как компания Shell уведомила Москву о том, что не будет претендовать на долю в новом операторе проекта «Сахалин-2», российское Правительство издало постановление, содержащее требования к участнику, который захочет стать преемником британско-нидерландской компании. В документе, в частности, говорится, что российское юрлицо должно иметь в реализации проект по производству СПГ объёмом более 4 млн тонн в год и с суммарным накопленным объёмом производства не менее 40 млн тонн.

Потенциальный покупатель доли в компании «Сахалинская Энергия» (новый оператор «Сахалина-2») должен также иметь действующие договоры со сроком действия от 10 лет о фрахтовании судов-газовозов с общим объёмом грузовместимости более 4 млн кубометров и обладать опытом международной торговли СПГ с суммарным объёмом не менее 40 млн тонн. Постановление было издано 6 сентября.

Фактически среди российских компаний прописанным в нём критериям соответствует только одно предприятие – «Новатэк».

Уже на следующий день, 7 сентября, председатель правления и совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон сообщил, что его организации интересно участие в проекте «Сахалин-2». «Нам интересно рассматривать», – заявил он.

Как бы демонстрируя независимость в принятии предстоящего решения, глава «Новатэка» добавил, что его компания попросит Правительство предоставить возможность «досконально провести собственный аудит, начиная с геологического, операционного и так далее». «И только после этого мы будем принимать решение», – отметил он. Заявление было сделано на полях Восточного экономического форума и тут же разлетелось по информагентствам. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов, также находившийся на форуме, незамедлительно прокомментировал слова Михельсона в более категоричном ключе: «Мы рассчитываем на то, что “Новатэк” будет участвовать в “Сахалине-2”».

Такая корова нужна самому

Наблюдатели не исключают того, что оба заявления были сделаны «на экспорт» – в надежде на то, что они простимулируют иностранные компании к тому, чтобы повнимательнее присмотреться к доле Shell и сформулировать свои предложения, пока не поздно. Пакет Shell должен быть передан новому акционеру в течение четырёх месяцев.

– В России сильно рассчитывали на приход индийских или китайских компаний в проект. Shell владела 27,5 процента акций, это очень хороший актив, но и ответственность высокая. «Газпрому» было бы выгодно её разделить с иностранными инвесторами. Однако предложений не поступило, хотя в начале сентября президент Владимир Путин говорил о том, что желающих войти в проект много, в том числе со стороны иностранных юрлиц, – отметил источник «Октагона» в отрасли.

По его мнению, комбинация с возможным вхождением «Новатэка» может быть разыграна в надежде на активизацию зарубежных энергетических компаний, тем более что для «Новатэка» и российского СПГ в целом такое участие крайне рискованно. Привлечение иностранного участника теперь затруднено обозначенными в правительственном постановлении критериями и июньским указом Владимира Путина, в котором говорится, что по истечении месяца с момента создания «Сахалинской Энергии» невостребованные доли будут переданы только российскому юрлицу. Впрочем, при желании эти условия могут быть скорректированы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

– Сейчас Правительство так сформулировало требования к участнику, может, потом переформулирует. Конечно, было бы нелишним вхождение в проект китайской или индийской компании, но, видимо, об этом пока договориться не получается, – полагает он.

Плюсы и минусы для «Новатэка»

В числе главных рисков, с которыми может столкнуться «Новатэк», – суды с прежним владельцем доли (Shell) и даже арест выручки за рубежом. В Shell уже заявили, что у неё остаётся контракт на поставку газа (1 млн тонн СПГ в год) с прежним оператором «Сахалин Энерджи» и концерн «оставляет за собой все юридические права». По мнению юристов, британско-нидерландская организация может также обратиться в суд с иском о компенсации стоимости её доли в «Сахалине-2» (сама она оценивала её в 1,6 млрд долларов) и упущенной выгоды. При этом с высокой долей вероятности ответчиками станут как акционеры «Сахалинской Энергии», так и Россия как субъект права.

Среди позитивных для «Новатэка» сторон сделки аналитики выделяют существенное увеличение им производства сжиженного газа и удачное географическое положение «Сахалина-2».

«Производство СПГ “Новатэком” может существенно вырасти, хотя не исключено, что до 20 процентов сахалинских объёмов компания будет поставлять для газификации Камчатки. В целом мы оцениваем потенциальную сделку скорее положительно, учитывая выгодное положение Сахалина вблизи азиатских рынков», – отмечает главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции» Алексей Кокин.

В настоящее время «Новатэк» владеет контрольным пакетом акций проекта «Ямал СПГ», мощностью 17,5 млн тонн в год, а также 51 процентом акций малотоннажного СПГ-проекта «Криогаз-Высоцк», мощностью 0,66 млн тонн в год, что в общей сложности даёт 9,1 млн тонн в год. «Таким образом, прибавка в 3,2 миллиона тонн в год от “Сахалина-2” увеличила бы чистый объём производства СПГ компании на 35 процентов», – подсчитали аналитики BCS Global Markets. Как они утверждают, в конечном итоге всё решат цена актива и желание «Новатэка» сотрудничать с таким контролирующим акционером, как «Газпром» (владеет 50 процентами плюс одна акция «Сахалинской Энергии»).

Мечты сбудутся?

Главная проблема, которую предстоит решить «Газпрому» и «Новатэку» в рамках общего проекта, – создание собственной, российской технологии для крупнотоннажного производства СПГ. На заводе «Сахалин-2», начавшем свою работу в 2009 году и ставшем первым российским крупнотоннажным заводом СПГ, используется технология, разработанная концерном Shell, и применяется оборудование немецкой компании Linde. Оба предприятия, как известно, заявили о сворачивании деятельности в России. На заводах «Новатэка» также применяются зарубежные технологии: на «Арктик СПГ 2» – Linde, на «Ямал СПГ» – американской Air Products (работала в РФ с 2003 года, сообщила об уходе в августе 2022 года).

– За последние годы «Газпром» и «Новатэк» так и не создали российскую крупнотоннажную технологию сжижения. А делать это было необходимо сразу после присоединения Крыма. Следовало бы принудительно объединить усилия энергетических и инженерных компаний и под эгидой Правительства создавать российскую технологию крупнотоннажного сжижения. Может, теперь, если они станут полноценными участниками «Сахалина-2», наконец объединят усилия, – рассуждает Станислав Митрахович.

К слову, в Минпромторге долю импортного оборудования на российских крупнотоннажных СПГ-заводах оценивают в 68 процентов и планируют снизить её к 2024 году до 40 процентов. На днях было принято решение о выделении государством 1 млрд рублей на разработку отечественных технологий и оборудования для сжижения природного газа. Первые четыре проекта могут быть профинансированы уже в этом году.

– Главное, чтобы потом «Газпром» не сказал: «Это газпромовская технология». А «Новатэк» – «новатэковская», – иронизирует эксперт ФНЭБ.

«Сейчас важнее не конкуренция, а создание российской технологии, которая позволит частично перенаправить российский экспорт с европейского на другие рынки. Это должно стать одной из ключевых задач на ближайшие годы в газовой сфере». - Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ

 

В планах Правительства к 2035 году увеличить российские объёмы производства СПГ до 80–140 млн тонн в год (15–20 процентов мирового рынка). Сегодняшний среднегодовой показатель составляет около 30 млн. В этом году производство СПГ в России (за январь – июль), по данным Росстата, выросло почти на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 19 млн тонн.

Автор: Анна Таволга

Источник: Octagon.Media, 16.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики