Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Китай тянет с контрактом на поставки газа по "Силе Сибири-2"

Почему Китай тянет с контрактом на поставки газа по "Силе Сибири-2"

По итогам 2022 года снижение экспорта газа в Европу из России ожидается на уровне около 50 млрд кубометров. В 2023 году уменьшение объемов может продолжиться: по некоторым прогнозам, до 100 млрд кубометров. На этот объем отечественным компаниям придется снизить добычу, пока не появятся новые экспортные маршруты.

Наибольшим по объемам и скорейшим по срокам запуска таким проектом может стать газопровод "Сила Сибири-2" из России в Китай через Монголию. Зарубежная часть этого маршрута будет называться "Союз-Восток". По словам вице-премьера Александра Новака, строительство газопровода начнется в 2024 году. Его мощность составит до 50 млрд кубометров газа в год. Окончание работ запланировано в 2028 году.

Российский трубопроводный газ для Китая будет значительно дешевле СПГ

Решение о строительстве принято, но главный покупатель газа - Китай - контракт на поставку газа с Россией так и не заключил. Причина проста, Пекин старается выторговать для себя наилучшие условия контракта. Но если до 2022 года для России речь шла об увеличении объемов поставок на новые рынки, то сейчас о поддержании уровня добычи и экспорта газа. А это налоговые поступления в бюджет, занятость населения и также финансовое обеспечение многих социально-экономических программ, в том числе газификации.

По мнению заместителя декана экономического факультета МГУ Александра Курдина, мало сомнений в том, что китайская сторона будет максимально использовать свои переговорные преимущества - вообще и в рамках данного проекта в частности - в условиях недостатка альтернатив для экспорта газа у России.

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, переговоры с Китаем по цене и условиям поставок - это всегда нелегкий квест. Впрочем, как и любые дипломатические и деловые связи с Поднебесной. Если Восток - дело тонкое, то Китай - тонкое вдвойне. Но одно дело - обсуждение с КНР цены в рамках обоюдовыгодной сделки, а другое дело - политически мотивированная и не имеющая экономического основания истерика Европы вокруг импорта российских энергоносителей, подчеркивает эксперт.

Неторопливость Пекина также можно объяснить сменой маршрута поставок. Да, Китаю нужен дешевый газ. Но ранее планировалось, что "Сила Сибири-2" пройдет через Алтай в восточные регионы Китая. Они наименее газифицированы, и в Поднебесной связывали строительство газопровода с промышленным развитием этих областей. Новый маршрут через Монголию доставит газ в центральный Китай ближе к западному побережью, которое и так получает газ по "Силе Сибири" и в виде СПГ. Газ здесь у них есть, но можно получить более выгодную цену.

Российский трубопроводный газ будет значительно дешевле СПГ, особенно на фоне ситуации в Европе, считает Андрианов. Европа сейчас активно оттягивает на себя поставки из азиатского региона, что приводит к росту цен на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и к уменьшению импорта СПГ Китаем (по прогнозам, на 14% в 2022 году), уточняет эксперт.

При этом, с точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, смена маршрута, наоборот, выгодна Китаю. Поступление газа ближе к рынку потребления - это плюс проекта, а не минус, считает эксперт. Китай скорее может смущать транзитер (Монголия) и известные риски, с этим связанные. Но с другой стороны, газ из Туркменистана он получает транзитом сразу через две страны, и ничего.

Без подписания контракта с Китаем строительство экспортного газопровода теряет смысл

Но это все дела Китая. Нашей стране сейчас нужно по максимуму увеличить внутреннее потребление газа и использовать все возможные варианты для экспорта. В этом ключе "Сила Сибири-2" важна с точки зрения соединения газотранспортных систем (ГТС) востока и запада нашей страны. Газ Западной Сибири пока может отправляться только в Европейскую часть России или на экспорт в ЕС. После соединения ГТС мы сможем направлять поставки в нужных нам направлениях, ограничиваясь только пропускной способностью инфраструктуры. А учитывая планы по расширению поставок по дальневосточному маршруту в Китай (с Сахалина) и возможности по расширению поставок по "Силе Сибири" (с 38 млрд до 44 млрд кубометров в год), эти дополнительные объемы могут понадобиться. Также они могут оказаться востребованы внутренним рынком. Например, используя "Силу Сибири-2" для газификации восточных регионов. Хотя здесь большого роста ожидать не приходится.

Ряд субъектов РФ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют низкий уровень газификации. Но отнюдь не из-за того, что в этом регионе нет запасов газа - их достаточно и нет необходимости перебрасывать их из Западной Сибири. Загвоздка именно в создании газораспределительной инфраструктуры на обширных территориях с низкой плотностью населения. Этот газопровод может использоваться для газификации ряда регионов Бурятии, но все-таки его основное предназначение - экспортные поставки, поясняет Андрианов.

С этим согласен Гривач, который считает, что без подписания контракта с Китаем строительство транзитного газопровода не имеет смысла. А сроки начала можно и подкорректировать, если договоренности не будут оформлены должным образом.

Есть в строительстве "Силы Сибири-2" и важный информационный момент. Это станет наглядной демонстрацией того, что для России не сошелся свет клином на европейском рынке, считает Андрианов. Что бы ни говорили европейские политики, ЕС не может обойтись без российского газа. А отечественное сырье востребовано на многих рынках. Крупномасштабные проекты по производству СПГ уже стали первым важным шагом на пути диверсификации российского экспорта. "Сила Сибири-1" доказала, что экспорт голубого топлива в восточном направлении не только возможен, но и может быть весьма объемным и эффективным. "Сила Сибири-2" - продолжение стратегии. Вероятно, вслед за этим последуют и другие шаги. В частности, планируется реализация проекта "Пакистанский поток" по доставке газа вглубь Пакистана, отмечает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 19.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики