Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ъ»: правительство собирается увеличить поступления в бюджет за счет нефтегазовой сферы

«Ъ»: правительство собирается увеличить поступления в бюджет за счет нефтегазовой сферы

По данным газеты, обсуждается повышение экспортных пошлин на нефть и газ, возможно повышение цен внутри России, но неизвестно, о каких категориях потребителей идет речь

Правительство хочет покрыть дефицит бюджета за счет российских нефтегазовых компаний. Власти могут изъять у них больше 3 трлн рублей в виде дополнительных налогов в ближайшие три года, написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Правительство может повысить налоги на экспорт газа, нефти, угля и удобрений. Для нефтяных компаний экспортный налог вырастет в полтора раза. Основной доход планируют получить от повышения экспортной пошлины на трубопроводный газ. При цене выше 300 долларов за тысячу кубометров налог составит 50%, а не 30%, как сейчас. Также власти планируют впервые ввести пошлину на экспорт для производителей СПГ.

Правительство прорабатывает и вариант повышения ставки НДПИ на газ для всех производителей. Фактически речь идет о налоге для внутренних потребителей газа.

Среди прочего предполагается повысить цены на газ внутри России, и затем изъять эти деньги у газовых компаний через рост НДПИ. Однако пока не уточняется, о каких категориях потребителей идет речь — о населении или предприятиях. У них разные тарифы на газ.В любом случае фактически речь идет о налоге для внутренних потребителей газа. В 2023 году, по данным «Коммерсанта», тариф на газ предлагается повысить сразу на 8,5%, в 2024 году — на 7%. Повышение НДПИ на газ может принести в бюджет около 280 млрд рублей до 2025 года включительно.

Цены на газ для населения в следующем году могут вырасти примерно на 14%, но это никак не связано с желанием государства закрыть дыры в бюджете, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Для населения тарифы будут индексировать, как это происходило и ранее. Ранее обычно тарифы индексировались с 1 января и с 1 июля, и в этом плане населению ничего не угрожает. То есть это два несвязанных вопроса, индексация все равно будет. Сейчас уровень инфляции довольно большой, по итогам 2022 года будет примерно под 14%. В 2023 году действительно можем увидеть два повышения с 1 января и с 1 июля примерно под 7%. Самое главное, что государству надо понимать в данном вопросе, это то, что дешевый газ — это наше конкурентное преимущество. И все, что связано с увеличением газа на внутреннем рынке, с одной стороны, может быть, такими инструментами вы можете пополнить бюджет, но экономику можно завести как раз-то именно тем, что оставить дешевый газ, дешевые энергоресурсы. То есть основная задача какая? Залатать дыры в бюджете или же поставить экономику на путь восстановления и рост ВВП? Логично было бы на самом деле собрать больше денег с «Ямал СПГ», с СПГ-проектов в целом, потому что там не уменьшили объемы экспорта, а доходность существенно повысилась. Нужно понимать, что это может быть только временная мера, если курс рубля по отношению к доллару уйдет обратно к 70-75, то дыр в бюджете не будет и не нужно будет применять повышенные экспортные пошлины, и другие инструменты. С другой стороны, если газ подешевеет вдруг на европейском рынке ближе к 2025 году, то тоже все деньги у «Газпрома» изымать нельзя, если он еще тогда будет поставлять газ в Европу».

Внеплановые изъятия для газовых компаний могут быть оправданы тем, что сейчас корпорации получают высокую выручку на фоне роста экспортных цен, отмечают эксперты. При этом участники рынка в среднесрочной перспективе должны переориентировать экспорт в Азию, а для этого потребуются инвестиции в триллионы рублей.

Источник: BFM.RU, 20.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики