Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: Энергетика – это огромное поле для инноваций

Симонов: Энергетика – это огромное поле для инноваций

Сегодня перед страной стоят новаторские задачи: добывать углеводороды там, где мы их еще не добывали. Например, в Артике. По оценкам западных консалтинговых компаний, 75% запасов нефти и газа приходится на российскую зону. Об этом в среду, 30 марта, ER.RU заявил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В России сильно демонизируется энергетика и, прежде всего, нефтегазовый комплекс. Благодаря целой плеяде экспертов и ученых у нас из года в год кочуют байки «о ресурсном проклятье». У людей создалось ощущение, что энергетика – это архаичные отрасли, где невозможны никакие инновации, и все это, якобы, тянет страну назад. Это абсолютно неверно, потому что современная нефтегазовая промышленность – высокотехнологичная отрасль, которая входит в число наукоемких и быстроразвивающихся.

Люди, которые видят инновационность в энергетике, почему-то связывают ее с альтернативной энергетикой. Судьба России связана с нефтью и газом, и по моему мнению, нет смысла делать ставку на поиск альтернативных источников энергии. Мы неразрывно связаны с углеводородами, и не надо копировать путь других стран, у которых нет запасов нефти и газа. У этих стран совершенно другие задачи.

Тезис о том, что внедрение альтернативной энергетики «работает» на экологию, очень спорный. Если сравнивать газ, как топливо, и солнечно-ветряную энергетику, то первичные энергоносители - далеко не худший вариант для человечества с точки зрения экологических свойств. В свое время мы даже проводили соответствующие исследования.

Что делать России с точки зрения инноваций в энергетике? Мы прекрасно понимаем, что нефтегазовый комплекс – это современная технологическая отрасль. Мы просто не заметили, как некоторые государства вынуждены добывать углеводороды в тяжелых зонах. В этой связи их технологическое развитие в сфере добычи, разведки энергоносителей произошло быстрее, чем у нас. Но сегодня перед страной стоят новаторские задачи: добывать углеводороды там, где мы их еще не добывали. Например, в Артике. По оценкам западных консалтинговых компаний, 75% запасов нефти и газа приходится на российскую зону. Понятно, что цена добычи является очень высокой, но это и есть задача для инновационного развития государства. Эти задачи будет решать не только нефтегазовая отрасль, но и машиностроение, металлургия и т.д.

Известно, что при освоении Северного моря западные нефтяные компании использовали технологии, напрямую конкурирующие с космическими. Это говорит о том, что реализация космической программы и глубоководное бурение – равны по внедрению инновационных технологий. Благодаря нефтедобыче, мы способны реанимировать ледокольный флот, если появится задача такого уровня. Это не баловство, от которого мы отказались после развала СССР, это серьезный экономический процесс. Поле для разработки и внедрения инноваций огромно.

Отмечу, что нам нужно действовать в кооперации с другими государствами, потому многое уже изобретено, и нам придется интегрировать этот опыт. Идея такого сотрудничества воплощена в энергетике в создании Международного арктического центра».

Источник: ER.RU, 30.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики