Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод «Северный поток» скорее умер, чем выживет

Газопровод «Северный поток» скорее умер, чем выживет

Раньше весны ремонтные работы не начнутся

Разрушения газопроводов «Северный поток» произошли из-за внешних факторов - скорее всего, вследствие диверсии. России еще предстоит оценить масштабы аварии и понять, что предстоит сделать для восстановления прокачки сырья. Процесс рискует затянуться: только подготовка к ремонту может занять до полугода, а сама реконструкция - несколько лет. Об этом «МК» рассказал эксперта Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Оператор «Северного потока - 1» компания Nord Stream заявила о беспрецедентном характере разрушениях на балтийских газопроводах. Что скрывается за этим термином?

- Чтобы оценить размеры нанесенного ущерба, сначала необходимо понять причины аварии. Как отечественные профильные чиновники, так и представители европейского сообщества открыто говорят о внешнем воздействии и о возможности умышленной диверсии.

- Кому на руку выход из строя системы «Северных потоков»?

- Явно не России. На Западе уже раздаются сигналы, что наша страна может нести ответственность за прорывы трубы: якобы повреждения возникли из-за резкого повышения давления в газопроводной системе. Однако ни один из маршрутов в момент аварии не находился в промышленной эксплуатации: «Северный поток - 1» не может начать работу, поскольку до сих пор не получил из зарубежного ремонта необходимые перекачивающие турбины, а «Северный поток - 2» так и не был задействован в связи с западными санкциями.

Кроме того, скачок давления был бы зарегистрирован на выходе из трубы в Германии. Россия никак не заинтересована в разрушении собственного сложного и трудоемкого проекта, на реализацию которого было потрачено столько нервов и капиталовложений. Только продажа технического газа, продолжающего выходить из «Северных потоков», на европейских биржах могла бы принести нашей стране до $2 млрд экспортных доходов.

- Но европейцы также не восторге от происшествия в Балтийском море?

- Странам Евросоюза, особенно Германии, которая является главным импортером, также невыгодна долговременная остановка трубопроводов. Пока ФРГ и другие участники ЕС могут не беспокоиться об энергетической безопасности, так как накопили достаточные для прохождения зимы объемы углеводородов. Но в случае сильных морозов и аномально низких температур европейцам понадобится больше топлива, поэтому по крайней мере без «Северного потока - 1» они обойтись не смогут.

США можно считать одним из явных выгодоприобретателей от аварии. В первой половине этого года Штаты стали крупнейшим в мире экспортером сжиженного газа: поставки американского СПГ на мировой рынок увеличились на 12%. Львиная доля экспорта была направлена в ЕС и Великобританию. Вашингтон закрывает почти половину общего импорта сжиженного газа Европы: Катар, Россия и еще несколько производителей СПГ даже вместе взятые не могут обеспечить аналогичных объемов.

Нарастив экспорт в Евросоюз, американцы, воспользовавшись затруднениями стран Старого Света, не только неплохо заработают, но и увеличат свою долю в топливном балансе континента.

Также косвенную выгоду от выхода из строя «Северных потоков» может получить Украина, трубопроводы которой по сути в нынешних условиях остаются главным возможным каналом увеличения поставок в Европу, хотя компромисса по этому вопросу между Москвой и Киевом не предвидится. Равно как и в отношении другой закрытой из-за санкций трубы «Ямал-Европа».

- Можно оценить масштаб аварии?

- Для начала необходимо дождаться, когда трубопроводы опустеют — из них выкачают газ, потом ремонтникам придется погрузиться на дно на месте повреждений и визуально определить, какие работы предстоит выполнить. До последнего времени подобных аварий со сквозным повреждением и значительной утечкой сырья в мире не происходило. Около десяти лет назад похожий случай произошел с китайско-гонконгским газопроводом Yacheng, но азиатская труба в диаметре была вдвое меньше российских, так что та авария не привела к критическим последствиям.

- Какие ремонтные работы будут проводиться для устранения повреждений СП-1 и СП-2? Газопроводы будут «штопать», то есть, накладывать заплатки на существующие трубы, или строить параллельные ответвления?

- Судя по всему, будет избран первый вариант. После обозначения точных координат и размеров пробоин, на место ремонтных работ подгонят специализированные корабли, которые займутся подъемом поврежденных участков труб на поверхность и проведением сварочных операций.

Положение осложняется массой неприятных обстоятельств. Во-первых, на носу зима, поэтому очевидно ухудшение погодных условий. Во-вторых, после того, как из газопроводов выйдет все техническое топливо, что займет несколько дней, в трубы будет поступать морская вода. В результате, транспортная система подвергнется дополнительной коррозии.

Второй «поток» совсем новый, поэтому влияние на него агрессивной морской воды вряд ли окажется значительным. А вот «Северный поток - 1», который работает уже десять лет, рискует пострадать в большей степени.

- Можно предположить, какие суда придется использовать в ходе ремонта? Обладает ли Россия необходимым флотом, который можно было бы задействовать в этом процессе?

- Учитывая, что существенную дистанцию обеих ниток «Северного потока - 2» построили российские суда, наша страна уже обладает определенным опытом укладки подводных трубопроводов. Если повреждения на поверку окажутся не слишком серьезными, то баржи «Фортуна», которая была задействована в строительстве проекта, а также нескольких обслуживающих судов, будет достаточно.

- Сколько уйдет времени на ремонт газопроводов?

- Думаю, что только подготовка к ремонту займет до полугода. Нужно будет провести обследование повреждений, оценить масштаб аварии, разработать план устранения неисправностей, закупить оборудование, подобрать специальные суда и так далее. Раньше весны непосредственно приступить к ремонтным работам окажется нереально.

Упомянутый Yacheng, масштабы аварии на котором были далеки от нынешнего случая, восстанавливался четыре года.

Волнует еще один фактор, который в особенности касается «Северного потока - 1». Если повреждения этой трубы окажутся фатальными и «Газпром» поймет, что финансовые расходы и энергозатраты на ее восстановление вряд ли окупятся даже после ввода в эксплуатацию, то монополии придется просто вычеркнуть этот проект из списка своих экспортных каналов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 28.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики