Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил, в какую сумму обойдется России потеря «Северных потоков»

Эксперт оценил, в какую сумму обойдется России потеря «Северных потоков»

Игорь Юшков рассказал о том, как будут восстанавливать разрушенные газопроводы

Повреждение российской газопроводной системы «Северный поток» заставило задуматься: насколько поставки углеводородов из нашей страны нужны европейским потребителям. До последнего момента страны Старого Света утверждали, что с легкостью избавятся от топливного российского ига за счет альтернативных поставок сырья. Сбудутся ли такие прогнозы, рассказал «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Игорь ЮШКОВ.

- В результате разрушения газопровод «Северный поток» остановлен надолго — начало его работы лучшем случае отодвинуто на несколько месяцев. Можно ли спрогнозировать, когда газопровод снова заработает в полную силу?

- В настоящее время мало кто понимает, что происходит с российской экспортной системой «Северный поток». Напомню, что еще до разрушения, одна из веток этой магистрали не могла эксплуатироваться из-за отсутствия газоперерабатывающих турбин, а вторая нитка так и не заработала из-за западных санкций. Сейчас же, думаю, что только подготовка к ремонту займет до полугода. Нужно будет провести обследование повреждений, оценить масштаб аварии, разработать план устранения неисправностей, закупить оборудование, подобрать специальные суда… Раньше весны непосредственно приступить к ремонтным работам окажется нереально.

- А что происходит с разрушенными газопроводами сейчас? Судя по сообщениям, буферный газ, находящийся в этих трубах, продолжает утекать. Когда это закончится и какими убытками грозит России?

- Действительно, судя по всему, находящийся в экспортных трубах газ продолжает утекать в воздух. Через несколько дней кошмарные кадры с выбросами углеводов на поверхность моря, публикуемые сейчас зарубежными СМИ, прекратятся — для начала ремонта трубопроводов требуется соблюдение некоторых технологических параметров. Одним из них, по всей вероятности, служит полное отсутствие газа в трубопроводе. Поэтому «Газпром» и пытается согласовать дополнительное время на диагностику повреждений. Объем технологического газа, закаченного в систему «Северных потоков», составлял около 100 млн кубометров. Продав это топливо в Европу, российская монополия могла бы заработать до $2 млрд.

- Какие конкретные работы для восстановления «Северных потоков» придется осуществить?

- Оценка повреждений трубопроводной системы потребует работ непосредственно на месте разрушений. Для этого к работе понадобится подключать специальные глубоководные аппараты. Россия обладает технологическими ресурсами для осуществления ремонта. Как показала практика прокладки «Северного потока-2» в период санкций, баржа Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский» обладают возможностью для реализации таких сложных подводных операций. Если усилий этих судов хватит для ликвидации последствий разрушений, то «Газпрому» не придется опять искать на международном рынке строительных подрядчиков из заграницы.

- А если не хватит?

- В настоящий момент очевидно лишь одно: трудоемкость ремонтного процесса будет сравнима с усилиями, потаенными на строительство газопровода. После того, как остающийся в «Северных потоках» газ улетучиться, европейские совладельцы этих труб начнут обозначать возможность взыскания с России дополнительных штрафных санкций.

- И каков может быть их размер?

- Счет сначала будет идти на десятки, если не сотни миллионов. Поверьте, работа специалистов, которые рассчитывают на многолетнее обслуживание российских газовых труб в Европе, оценивается континентальными чиновниками в отдельном порядке. Хотя о повышении контрактных договоров речи пока не идет. Существуют обозначенные страховыми соглашениями суммы, достигающими 17 млрд евро (стоимость прокладки «Северного потока-2» не превышала $10 млрд). Однако выплата этой компенсации, скорее всего, решится после многочисленных заседаний европейских арбитражных судов. Вердикт, как следует из последних практик, скорее всего, будет вынесен не в пользу российской стороны.

- Вернемся к техническим вопросам. Что же конкретно предстоит сделать ремонтным кораблям, которые отправились на восстановление российского трубопровода в Балтийское море?

- Подчеркнем: кто идет на помощь «Северным потокам», точно не известно: пока наблюдатели говорят о присутствии в зоне происшествия европейских и американских судов. Но даже, если эти корабли окажутся гражданскими, а не военными, то им предстоит трудная и кропотливая работа: придется осуществить погружение подводных агрегатов на глубину расположения трубопровода. Потом произвести оценку повреждений. Затем придется проанализировать ситуацию уже на берегу. И лишь после этого будет выработан план непосредственно по восстановлению поврежденных участков трубы.

- И каким может оказаться этот план?

- С технологической стороны, действия отечественных ремонтников могут оказаться достаточно разнообразными. После того, как из поврежденных труб выйдет последний буферный газ, заполняющий экспортную систему по технологическим обстоятельствам, перед «Газпромом» встанет выбор: либо частично заморозить опустевшие от закачки газа трубопроводы, либо и впредь не давать согласия на поставки углеводородов по этой системе. Могут быть приняты достаточно радикальные решения: например, для препятствия поступлению морской воды в трубы, когда в них не останется природного газа, газопровод может быть полностью отрублен от основного источника сырья — российских месторождений. Либо, напротив, давление в трубах должно возрасти, чтобы вытолкнуть соляные смеси из производственных магистралей. Остается только понять, кто оплатит подобные работы: Европа, стремящаяся распрощаться с российским газом, или Россия, для которой экспортные энергетические доходы опять могут превратиться в главную составляющую бюджетной выручки.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 01.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики