Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Причины и следствия. Aif.ru отвечает на вопросы о «Северных потоках»

Причины и следствия. Aif.ru отвечает на вопросы о «Северных потоках»

Ситуация вокруг аварий на магистральных газопроводах «Северный поток-1 и 2» продолжает приковывать к себе внимание всего мира. Выдвигаются разные версии произошедшего, делаются первые, пока очень неопределенные оценки о дальнейшей судьбе газопроводов.

В чем причины аварий?

Но пока официально не названа даже причина разрушений «трубы», хотя и специалисты, и политики сходятся на версии умышленного повреждения. «Если бы это случилось на одной нитке, — поясняет заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, — то еще можно было бы допустить технический брак или нелепую случайность. Но падение давления в трех нитках, произошедшее в течении суток, могло произойти только из-за неустановленного воздействия каких-то групп лиц, а попросту говоря — это диверсия».

Подлежат ли ремонту?

Восстановить газопроводы можно, считает вице-премьер Александр Новак: «Таких аварий еще не было. Безусловно, есть технические возможности восстанавливать инфраструктуру, это требует времени и соответствующих средств. Я уверен, что будут найдены соответствующие возможности», — заявил чиновник журналистам 2 октября.

Но многие специалисты не спешат с выводами о ремонтопригодности «Северных потоков»: «Без понимания степени повреждений крайне сложно оценить ремонтопригодность газопроводов, — говорит директор АНО ДПО «Безопасность в промышленности», зампредседателя Комитета по промышленной безопасности ТПП РФ Владимир Котельников, — сейчас непонятно, носят ли разрушения локальный характер или нет. Кроме повреждений, полученных непосредственно во время «неустановленного внешнего механического воздействия», нужно учитывать негативный эффект от соприкосновения соленой морской воды с металлом. Дело в том, что трубы газопровода на всем протяжении покрыты специальной изоляцией, сейчас, конечно, эта защита нарушена. Агрессивное воздействие морской среды резко ускоряет коррозию металла, и чем дольше длится контакт с водой, тем меньше шансов на восстановление газопроводов».

Каковы сроки возможного ремонта?

И уж тем более нет понимания по возможным срокам ремонта газопроводов. «Нет, такого понимания нет, — заявил 3 октября пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, — есть понимание того, что это нужно восстановить, есть понимание того, что в целом восстановить можно все что угодно. Непонятно, на какое международное сотрудничество в этой ситуации мы можем рассчитывать, учитывая такую истерически-антагонистическую позицию всего коллективного Запада в отношении нашей страны, и непонятно, конечно, еще предстоит произвести обследование этих районов, и понять, что там внизу, что там на дне, чтобы понять размер бедствия».

Как повлияют санкции?

Но даже если специалисты найдут техническую возможность восстановления газопроводов, ремонтные работы столкнутся с еще одной сложностью — санкции США, наложенные на оператора «Северного потока-2», консорциум Nord Stream 2 AG, прямо запрещают любые контакты и деловые отношения с ним с 2 марта, а нарушение запрета чревато грандиозными штрафами. Как организовывать и проводить восстановительные работы в условиях санкций, объясняет независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов: «Организовать и провести ремонт трубы могут либо оператор проекта, либо страховые компании, либо такие причастные страны, как Германия и Дания.

Если процесс возглавит оператор, то непосредственно все работы смогут выполнить только российские подрядчики, которые уже не боятся международных санкций, иностранные компании под страхом рестрикций откажутся от такого контракта. Однако в этом случае встанет вопрос финансирования этих дорогостоящих работ — ни один подрядчик не согласится делать это за свой счет, и «Газпром» не будет выделять деньги, ведь он и так пострадавшая сторона, и уж тем более не будет платить за все Россия из своего бюджета.

Теоретически возможен вариант, когда организатором выступят страховые компании, входящие в страховой пул «Северных потоков». Но это все западные страховщики, из-за тех же санкций они не станут этого делать.

Германия и Дания так же не захотят брать на себя ответственность, да и финансировать работы им не хочется, ведь, строго говоря, их вины в произошедшем нет. Есть гипотетический вариант, что можно установить виновника аварий и через суд получить с него компенсацию, но реальность такого сценария практически равна нулю.

Поэтому ситуация на сегодняшний день выглядит патовой. Вероятно, если решение о начале ремонтных работ будет все же принято, то все «санкционные» и финансовые вопросы будут решаться через международный судебный орган, например, Стокгольмский арбитраж. Конечно, все в разы упростилось бы, сними США санкции хотя бы на время ремонта, но такой вариант даже не рассматривается, о нем вообще никто не говорит».

Кому выгодны аварии на газопроводах?

Вице-премьер Александр Новак обозначил США, Польшу и Украину станами, которые могут быть заинтересованы в выведении газопроводов из рабочего состояния. Более конкретно высказался Владимир Путин: «Англосаксам уже мало санкций, они перешли к диверсиям. Организовав взрывы, фактически приступили к уничтожению европейской энергетической инфраструктуры. Всем же очевидно, кому это выгодно», — заявил Президент РФ 30 сентября.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 03.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики