Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть может вернуться на рельсы из-за загруженности трубопровода ВСТО

Российская нефть может вернуться на рельсы из-за загруженности трубопровода ВСТО

Российские нефтяные компании могут возобновить железнодорожные перевозки нефти на Дальний Восток. Такой маршрут почти не использовался с 2016 года, когда был запущен нефтепровод ВСТО-2 (Восточная Сибирь — Тихий океан). Для нефтяников поставки по железной дороге в Китай из-за санкций ЕС становятся выгоднее, чем морские перевозки через порты на Балтике

На Восточном полигоне железных дорог могут возобновиться перевозки нефти в направлении тихоокеанских портов. В конце сентября пробную партию сырья «Газпром нефти» в направлении порта Козьмино в Приморском крае отправила структура «Транснефти» — «Транснефтепродукт», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Argus. Возвращение нефтяных грузов на рельсы может осложнить положение угольщиков, которые экспортируют уголь через порты — перевозка нефти по железной дороге оплачивается выше, чем перевозка угля.

По данным Argus, нефть была отправлена 25 сентября со станции Зуй в Иркутской области в порт Козьмино в Приморье, до морского терминала она дошла 3 октября. Источники, знакомые с ситуацией, рассказали, что схему поставок согласовали с «Транснефтью», а нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. В «Транснефти» и «Газпром нефти» ситуацию не прокомментировали.

До 2015 года для поставок нефти в направлении Китая и тихоокеанских портов использовались железнодорожные маршруты через станции Зуй и Мегет в Иркутской области и от станции Сковородино в Амурской области. В 2015 году запустили вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-2, трубопровод от Сковородино до наливного терминала Козьмино около Находки). Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год.

Президент «Транснефти» Николай Токарев отмечал в сентябре, что система ВСТО работает на максимальной мощности из-за роста поставок в Азию, в августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино был рекордным — 887 000 баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Увеличить пропускную способность ВСТО-2 до Козьмино удалось летом с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год, в отрасли назвали эти оценки слишком оптимистичными.

Эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков оценил предельный объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге в 4 млн тонн в год. По его словам, проблема не в пропускной способности Козьмино, а в пропускной способности Восточного полигона. Эксперты Argus назвали возможным объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге в 7 млн тонн в год.

В результате санкций Евросоюза для российских нефтяников вырастет стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Для объемов, которые планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем отгрузка в танкер на Балтике и 40-дневная транспортировка. Источники газеты отметили, что препятствиями для развития этого маршрута станут отсутствие скидок от РЖД, высокая загруженность Восточного полигона и нехватка цистерн для перевозки нефти. В РЖД отказались от комментариев.

Автор: Сергей Мингазов

Источник: Forbes.ru, 04.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики