Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Совет ЕС согласовал восьмой пакет санкций против России

Совет ЕС согласовал восьмой пакет санкций против России

Новые ограничения предполагают запрет на предоставление юридических услуг, услуг IT, инжиниринга и вводят потолок цен на российскую нефть. Глава МИД Венгрии заявил, что страна добилась нескольких исключений: лимит цен на российскую нефть не будет распространяться на трубопроводные поставки. Также из нового пакета была исключена атомная энергетика

Совет ЕС согласовал восьмой пакет санкций против России, сообщила представитель Чехии при ЕС. Запущена техническая процедура оформления. Ранее газета Politico написала, что новые ограничения уже согласованы странами Евросоюза и что окончательно документ примут сегодня.

Новые ограничения предполагают запрет на предоставление юридических услуг, услуг IT, инжиниринга и вводят потолок цен на российскую нефть, однако конкретная цена или диапазон цен все еще не определены.

Комментирует юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:

«Лидером в наложении санкций как всегда является Великобритания, поэтому можно предположить, что европейские санкции будут приняты по аналогии с британскими. В последнее время по юридическим услугам окончательно прояснилось, что в основном запрет касается так называемых транзакционных услуг. Это написание, оформление договоров, слияние, поглощение, учреждение компании, вот эта часть. Но это, как правило, не распространяется либо распространяется в меньшей степени на услуги по представительству компании в спорах, судах Англии. Отказ в юридической помощи, в общем, носит достаточно скандальный характер. А второе, что касается IT-услуг, то, видимо, речь идет о попытке лишения доступа к технологиям прежде всего, к технологиям последнего поколения, запрет на экспорт технологий последнего поколения, а также в случае контрактования услуг российскими компаниями в Европе. Если вы не можете купить программное обеспечение в Европе, то вы можете заказать услуги, которые будут аналогичными тем, которые вы бы сами у себя развили, если бы у вас были технологии. То есть эта лазейка тоже прикрывается. Как всегда, запреты формулируются достаточно широко, так, чтобы было непонятно, как их толковать, чтобы европейские компании и граждане на всякий случай опасались оказывать не только те услуги, которые прямо указаны в пакете, но и все любые смежные услуги, так сказать, вообще бы предпочли не иметь дело с российскими компаниями, с российскими гражданами ни по какому поводу».

Глава МИД Венгрии заявил, что страна добилась нескольких исключений: лимит цен на российскую нефть не будет распространяться на трубопроводные поставки, а в случае чрезвычайной ситуации — и на морскую транспортировку. Также из нового восьмого санкционного пакета была исключена атомная энергетика.

Продолжит замдиректора института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Мне кажется, что Венгрия приписывает себе заслуги там, где их нет. Тот же потолок цен изначально распространялся только на морские перевозки российских нефти и нефтепродуктов по той причине, что сам инструмент регулирования связан именно с морскими перевозками, то есть фрахтом и страхованием морских грузов. Нет никакой уверенности по-прежнему, что сам потолок цен, даже если это решение будет принято, сможет работать. Необходимо согласие не только со стороны стран ЕС или США, необходимо добиться согласия других стран-импортеров, прежде всего Китая и Индии, стран-экспортеров, главным образом Саудовской Аравии и других стран ОПЕК, и согласия самой России, которая просто может не поставлять нефть по тем ценам, которые она считает не рыночными. Можно принять такое решение на уровне ЕС, но скорее всего это означает только запрет на морскую транспортировку и страхование нефтяных грузов, которые идут из России, для европейских компаний. Основной риск введения потолка цены заключается в том, что Россия резко снизит поставки на мировой рынок, соответственно, стоит ждать резкого, существенного роста цен. По крайней мере, для США основная идея была не в том, чтобы наказать Россию, а в том, чтобы сбить цены на нефть. Если цены на нефть вместо того, чтобы снизиться, будут расти, то это чрезвычайная ситуация. Наверно, речь идет о коридоре от 40 до 60 долларов за баррель. С ЕС произошло то, о чем предупреждали еще весной эксперты: если слишком интенсивно вводить санкции, то рано или поздно их набор будет исчерпан, он по сути был исчерпан еще в середине лета».

В восьмой пакет вошли санкции в отношении сталелитейной промышленности и оборонного сектора, а также запрет гражданам ЕС занимать руководящие посты в российских госкомпаниях.

Между тем сегодня в Вене пройдет заседание ОПЕК+. По данным Financial Times, на фоне падающих цен Россия и Саудовская Аравия могут объявить о самом масштабном с начала пандемии сокращении добычи нефти — на 1-2 млн баррелей в сутки.

Белый дом в панике из-за возможного масштабного сокращения добычи нефти, сообщил телеканал CNN. В администрации Байдена такие планы назвали «полной катастрофой» и «враждебным актом». Это может привести к серьезному росту цен на нефть и, соответственно, росту стоимости бензина в США. Штаты пытаются убедить союзников на Ближнем Востоке проголосовать против.

При этом даже если сокращение и будет, то пока скорее всего только на бумаге, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«ОПЕК+ отстает от тех квот, которые сама для себя установила, примерно на 3 млн баррелей в сутки. Поэтому, даже если сокращение будет на 2 млн баррелей в сутки, это все равно будет меньше, чем тот уровень, который ОПЕК+ сама недобирает до собственных квот. Другое дело, что могут быть нюансы, связанные с тем, что не все эти 2 млн будут сокращать одновременно, может быть, конечная цифра будет другой, может быть, она будет поделена между участниками ОПЕК+ неравномерно, может быть, какие-то страны пойдут на одностороннее, более масштабное сокращение добычи, в том числе, может быть, и физическое сокращение добычи. Это может произойти, например, в случае с Саудовской Аравией, но для России будет колоссальным успехом, если существенное сокращение добычи будет согласовано, отсюда и такая нервозная реакция со стороны американцев. Ведь американцы в последние месяцы уговаривали своих арабских партнеров максимально увеличить добычу, чтобы занять место России на рынке и тем самым нанести ущерб российской экономике, вынудить ее изменить политический курс. Саудовская Аравия не хочет падения цен на нефть, который может произойти в случае, если она все-таки масштабно увеличит добычу. Плюс сейчас американцы и так снижают цену на нефть за счет своих финансовых инструментов, за счет регулирования притока денег на рынок нефтяных фьючерсов, за счет изменения ставки ФРС. И Саудовская Аравия понимает, что сейчас Европу пересадят на их нефть, а потом американцы заявят, что с саудитами тоже иметь дело не нужно, поэтому они пытаются вести себя более аккуратно. Тут еще американцы думают, как на все это ответить, может быть, увеличить продажи нефти из своих стратегических резервов, но они и так уже несколько месяцев эту нефть продают, и так уже резервы находятся на очень низком уровне, учитывая стандартные критерии последних десятилетий».

Ранее в американском Минфине предложили свою схему потолка цен на российскую нефть. Вторичные санкции не будут действовать для тех, кто купит ее по ценам выше потолка. Также ограничения, вероятно, не затронут переработанную российскую нефть.

Источник: BFM.RU, 05.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики