Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕК предлагает изымать сверхприбыли энергокомпаний и ограничивать потребление газа

ЕК предлагает изымать сверхприбыли энергокомпаний и ограничивать потребление газа

Но без российского топлива преодолеть энергокризис ЕС будет сложно, полагают эксперты

Согласно предложениям, страны – члены ЕС должны стремиться к общему снижению потребления электроэнергии – как минимум на 10% до 31 марта 2023 г. «Внести свой вклад могут все потребители, включая тех, кто еще не оснащен интеллектуальными системами учета или устройствами, позволяющими им регулировать свое потребление в течение дня», – подчеркивает ЕК.

В пиковые часы нагрузки, когда электрогенерация на газе сильнее всего влияет на цены, предлагается ввести обязательное снижение потребления электричества не менее чем на 5%. Страны – члены ЕС должны будут определить, в какие часы наблюдается наиболее высокий спрос на газ, и ограничить потребление электроэнергии. Ограничение должно охватывать не менее 10% часов пикового спроса в месяц. По оценкам ЕК, это позволит в течение четырех месяцев сократить потребление газа на 1,2 млрд куб. м, что в масштабах всего ЕС снизит спрос в зимний сезон на 4%.

«Государства-члены свободны в выборе мер для удовлетворения прогнозируемого сокращения спроса», – отмечается в документе.

Также ЕК предлагает временно ограничить доходы производителей электроэнергии на ВИЭ, АЭС, а также компаний, использующих на ТЭС бурый уголь, а не газ. Как отмечается в документе, за последние месяцы производители такой электроэнергии «получили неожиданно большие финансовые выгоды». ЕК предлагает ограничить цену на электроэнергию, получаемую за счет этих ресурсов, на уровне 180 евро за МВт ч.

«Это позволит производителям покрыть свои инвестиционные и эксплуатационные расходы без ущерба для инвестиций в новые мощности в соответствии с нашими целями в области энергетики и климата на 2030 и 2050 гг. Доходы сверх предела будут собираться правительствами государств-членов и использоваться, чтобы помочь потребителям энергии сократить свои расходы», – отмечается в заявлении ЕК.

Электроэнергия, как и газ, начала дорожать в ЕС еще в 2021 г. Снижение экспорта газа из РФ в 2022 г. еще сильнее взвинтило цены на электричество в ЕС. По данным биржи Nord Pool, 14 сентября стоимость электричества на сутки вперед в Германии составила 369 евро за 1 МВт ч, Франции – 436,3 евро, Великобритании – 358 евро.

Но потолок цен на газ в ЕС вводиться не будет, отмечается в документе ЕК. Еврокомиссия предложила в качестве решения изымать прибыль у нефтегазовых компаний, если по итогам года они смогли получить на 20% больше, чем в среднем за предыдущие три года. Полученные средства будут перенаправляться энергоемким отраслям и уязвимым домохозяйствам. По словам председателя ЕК Урсулы фон дер Ляйен, это позволит странам ЕС привлечь более 140 млрд евро. «В эти времена прибыли должны быть направлены тем, кто в них нуждается больше всего», – заявила она в Европарламенте.

Предложенные Еврокомиссией меры должны быть рассмотрены Европарламентом.

Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон на пресс-конференции в Страсбурге предложила изымать у угольной, нефтяной и газовой промышленности в ЕС не менее 33% сверхприбыли. По ее словам, это позволит ребалансировать европейский рынок электричества. ЕК планирует в 2022 г. собрать с топливных и энергетических компаний ЕС до 257 млрд евро, которые должны быть направлены на борьбу с энергокризисом. «Мы рассчитываем получить 117 млрд евро за счет потолка прибыли на энергию с низким уровнем себестоимости и 140 млрд евро за счет взносов солидарности с углеродных компаний – компаний газовой, нефтяной, угольной промышленности», – заявила Симсон (цитата по ТАСС).

Фон дер Ляйен еще 7 сентября не исключала возможности введения предельной цены на российский газ. Она также говорила о возможном введении предельных цен и на «нероссийский газ», однако уточняла, что такая мера может привести к переориентации поставок на другие рынки. Но 14 сентября она отметила, что, хотя ЕС в 2022 г. и сумел сократить потребление российского газа с 40 до 9%, а подземные хранилища (ПХГ) заполнены на 84%, проблему зависимости общества от российских энергоресурсов это не решает.

В ЕС сохраняются высокие цены на газ. По данным биржи ICE, 14 сентября на хабе TTF в Нидерландах октябрьский фьючерс стоил около $2380 за 1000 куб. м.

Нынешние предложения ЕК по регулированию энергорынка выглядят более содержательно по сравнению с предыдущими вариантами, полагает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «По крайней мере они направлены на то, чтобы найти средства на субсидирование высоких цен и перераспределение финансовой нагрузки между различными отраслями и странами», – отмечает он. Эксперт подчеркнул, что ряд мер реализовать на практике будет невозможно, они имеют прежде всего пропагандистское значение. В частности, по словам эксперта, очень трудно будет администрировать принудительное сокращение потребления электроэнергии. Меры же по изъятию сверхприбылей, по словам эксперта, вызовут сильное противодействие со стороны компаний.

Также Гривач подчеркнул, что даже заполненные на 100% ПХГ не смогут решить проблему дефицита энергии, которая ожидается в ЕС при сохранении проблем с поставками газа из России.

Ограничение потребления газа – единственная мера из предложенных ЕК, способная хотя бы частично смягчить энергокризис в ЕС, полагает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, экономия даже 1,2 млрд куб. м в нынешней ситуации станет ощутимым достижением. По оценкам эксперта, за восемь месяцев 2022 г. общее сокращение потребления газа в ЕС уже составило 10,5%. Таким образом, в предлагаемую ЕК меру уже заложено фактическое снижение потребления газа, поэтому кардинальным образом даже эта мера ситуацию не исправит.

По данным Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG) и расчетам «Ведомостей», сейчас в ЕС из России экспортируется около 80 млн куб. м газа в сутки. 15 сентября 2021 г. по данным «Газпрома», эта цифра составляла 421,7 млн куб. м.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 15.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики