Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рычаг давления не вырос: США нечем ответить на решение ОПЕК+

Рычаг давления не вырос: США нечем ответить на решение ОПЕК+

Соединённые Штаты уже не знают, какие санкции ввести, чтобы предотвратить рост цен на энергоносители. На этот раз вспомнили про NOPEC. Что это такое и к чему может привести, рассказывает «Абзац».

Информационное агентство Reuters в своём материале сообщает, что американские законодатели рассматривают возможность в качестве ответных мер на решение ОПЕК+ о снижении объёмов добычи нефти вернуться к рассмотрению проекта NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act / Закон о запрете нефтедобывающих и экспортирующих картелей).

Что за зверь такой

Изначальная идея законопроекта заключалась в том, чтобы передать американским судам полномочия, по которым они могут заводить и рассматривать антимонопольные иски в адрес любой страны, которая, по мнению Вашингтона, замешана в картельных сговорах на нефтяном рынке.

Разные версии законопроекта обсуждаются уже около 20 лет. Ещё в 2007 году один из вариантов этой инициативы провели и через Сенат, и через Палату представителей Конгресса. Однако тогда президент Джордж Буш-младший отказался подписывать законопроект.

В мае этого года законопроект был принят Судебным комитетом Сената. Однако для того, чтобы стать законом, ему надо пройти все заседания Сената и Палаты представителей и быть подписанным президентом.

Ранее многие члены Конгресса и администрации президента США Джо Байдена высказывались против введения антикартельного законопроекта NOPEC, потому что это может привести к непредвиденным последствиям и требует изучения.

Не лучшая идея

Лобби-группа API (Американский институт нефти) уже давно выступает против NOPEC. Там считают, что это может навредить производителям нефти и газа в США.

Майк Соммерс, президент и главный исполнительный директор API, сказал в комментарии для Reuters:

«NOPEC создаст дополнительную нестабильность на рынке и усугубит существующие проблемы в международной торговле. Такое законодательство будет бесполезным в любых рыночных условиях».

 

Главное опасение состоит в том, что новый законопроект может в конечном итоге привести к тому, что цены станут настолько низкими, что энергетическим компаниям США будет трудно увеличить добычу, учитывая высокую себестоимость этого процесса в Штатах.

Некоторые также говорят, что другие страны могут принять аналогичные меры в отношении Америки, например за приостановку производства сельскохозяйственной продукции для поддержки отечественного сельского хозяйства.

Кроме того, Саудовская Аравия и другие экспортёры нефти могут ограничить инвестиции США в свои страны или просто поднять цены на нефть, продаваемую в Соединённые Штаты, что подрывает основную цель законопроекта.

Силёнок не хватит

Пока совершенно не ясно, как именно федеральный суд может привести в исполнение судебные антимонопольные решения против иностранного государства.

В случае принятия закона Соединённые Штаты могут столкнуться с критикой за попытку манипулировать рынками. Достаточно вспомнить, как США намеренно выпустили 165 млн баррелей чёрного золота из аварийного нефтяного резерва в период с мая по ноябрь.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета, прокомментировал «Абзацу» возможность введения подобного законопроекта:

«Весьма интересно будет посмотреть на то, примут ли они такой законопроект и как будут его пытаться применить, потому что это открытый пример того, как США пытаются применить своё внутреннее законодательство как экстерриториальное».

 

Юшков напомнил, что сейчас и так уже сложилась похожая ситуация. Многим американским компаниям запрещено, например, закупать иранскую нефть. Но де-факто это работает так, что никакие международные компании не могут покупать иранскую нефть.

В данном случае против ОПЕК или ОПЕК+ будет очень сложно ввести подобные санкции, потому что ни у кого нет понимания, как они могут исполняться.

«Ещё можно попытаться не покупать нефть от стран ОПЕК, но это будет огромный удар для экономики самих Соединённых Штатов, потому что ОПЕК поставляет довольно много нефти США. А в условиях, когда введены санкции против России, Ирана, Венесуэлы, заблокировать ОПЕК будет просто невозможно», – считает аналитик.

 

Например, США введут запрет на определённые сделки ОПЕК+. Страны организации их соблюдать, конечно же, не будут. И что тогда делать Вашингтону, какие запреты ещё вводить, чтобы повлиять на ОПЕК? У него просто нет этих рычагов давления, пояснил Юшков:

«Я очень сомневаюсь, что Штаты дойдут до реализации подобных санкций. Сейчас это какие-то страшилки и попытки запугать ОПЕК+, но в реальности даже пытаться не стоит».

 

В таком случае США просто останутся с одной Канадой, которая будет поставлять им нефть. А в ответ страны ОПЕК вполне себе ещё какие-нибудь санкции против Штатов введут.

«Мне совершенно непонятно, зачем на ровном месте США хотят поднять ставки и довести дело до уровня кризиса 1973 года», – сказал он.

 

В 1973 году сложилась очень похожая ситуация. Тогда арабские страны инициировали запрет на поставку нефти в США и страны, которые поддержали Израиль в рамках арабо-израильской войны. Тогда всё это привело к первому мировому энергетическому кризису.

Автор: Арина Ткачук

Источник: Абзац, 07.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики