Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потолок цен на российскую нефть оказался дырявым

Потолок цен на российскую нефть оказался дырявым

Эксперты считают, что санкцию не будут соблюдать даже сами государства ЕС

В пятницу, 7 октября, официально вступил в силу восьмой пакет санкций Евросоюза в отношении РФ. Принятый накануне в пожарном порядке, он содержит меру, которая в этом перечне рестрикций выглядит наиболее спорной. Речь идет о потолке цен на российскую нефть, параметры которого еще даже не определены Брюсселем. Не вполне ясен также механизм реализации этой меры.

Таким образом, уже принятая мера носит рамочный, предварительный характер, и наполняться конкретикой будет только со временем. Судя по всему в полном объеме эта рестрикция, как и было анонсировано ранее властями ЕС, заработает лишь с 5 декабря.

Пока же она предусматривает две основные вещи: во-первых, создание правовой базы для ограничения стоимости нефти из РФ, во-вторых, запрет для европейских компаний на морские перевозки российского сырья в третьи страны по цене выше определенного лимита.

Параллельно Брюссель продолжает ускоренно сворачивать торговлю с Москвой: за первые восемь месяцев 2022 года экспорт сырья из РФ в страны ЕС и Великобританию упал более чем на 34% – с 2,6 млн до 1,7 млн баррелей в день. Об этом свидетельствуют материалы Международного энергетического агентства (МЭА).

Как именно Евросоюз будет администрировать ценовой потолок, можно понять лишь косвенно, по тем документам, которые ранее, в сентябре опубликовало американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC). Это подразделение при Минфине США отвечает за исполнение санкций, напоминает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Опция, связанная с ценовым лимитом, готовилась в рамках G7 (а значит, и с участием американской стороны), а ЕС просто имплементировал эту разработку в своей новый санкционный пакет, адаптировав ее к своему региону и законодательству. Как сказано в разъяснении OFAC, лимит касается лишь той российской нефти, что перевозится морским транспортом в третьи страны. А основным инструментом соблюдения назван запрет на страхование судов-нарушителей (в которые залита российская нефть стоимостью выше лимита).

Отслеживать ситуацию должны европейские регуляторы рынка морских перевозок. Но пока, собственно, непонятно – что именно им отслеживать. Ключевой параметр – конкретная формула определения потолка цены на российскую нефть – будет принята лишь после того, как сформируется некая коалиция государств, поддерживающих эту санкционную меру. Судя по всему, речь пойдет о цифре, близкой $40 за баррель, рассуждает Юшков. Напомним, что сейчас цена эталонной марки Brent – порядка $95 за баррель. Российские сорта стоят на 10-15% дешевле, а в условиях санкций зачастую продаются (скажем, на азиатском направлении) еще и со скидкой в 25-30%.

«Пока ситуация выглядит достаточно странно, – говорит собеседник «МК». – Как заявил сам глава OFAC Джон Смит, они не будут ловить и штрафовать морских перевозчиков российской нефти (выше ценового потолка) из тех стран, что не присоединились к коалиции. Зачем тогда было городить весь этот огород? А вообще, России следует воспользоваться услугами альтернативных флотов, неподконтрольных ни США, ни Евросоюзу».

Кто и как будет контролировать соблюдение параметров ценового потолка, пока непонятно. Ясно лишь, что мера ставит под удар Мальту, Грецию и Кипр, которые занимают ведущие позиции в морских перевозках нефти, рассуждает специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский.

По его словам, далеко не факт, что сами европейцы станут соблюдать эти ограничения. Тем более, что большинство нефтеперерабатывающих заводов на континенте могут работать только с российским сырьем из-за особенностей его состава, а переоснащение предприятий потребует немалых затрат. Поэтому бизнес в ЕС будет искать обходные пути, новые варианты транспортировки, возможность закупаться у России тайком, без огласки.

«Вопросов к действию потолка цен действительно много, – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Пока нет ни кодов продукции, которую коснется ценовой лимит (ведь это целый перечень сортов нефти и нефтепродуктов), ни регламента: как, на каком этапе, как именно, с использованием каких подходов и отчетностей будет отслеживаться цена на российское сырье. Еврокомиссия лишь пообещала выпустить некое практическое руководство. Видимо, речь идет о регламенте, в соответствие с которым при покупке и транспортировке нефти на каждом этапе нужно будет условно «ставить галочку», что товар из РФ приобретен по определенной стоимости. Соответственно, если российский поставщик обозначит в документах цену не выше лимита, то эта «правильная цифра» не изменится на всех остальных этапах транспортировки».

Такой подход видится Дееву чисто формальной процедурой. По его словам, наверняка отечественные нефтяные компании, имеющие в своем штате юристов и логистов высочайшего уровня, найдут обходные пути для своей продукции. Но в конечном счете, эти механизмы будут успешно обходиться всеми сторонами – не только российским продавцом, но и зарубежными покупателями и перевозчиками.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 07.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики