Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сербия дотянется до «Дружбы»

Сербия дотянется до «Дружбы»

Белград и Будапешт договорились о маршруте поставок нефти из России

Сербия и Венгрия договорились о строительстве нефтепровода, который позволит поставлять российскую нефть на сербские НПЗ в условиях эмбарго ЕС на поставку морских партий из РФ. Сейчас Сербия получает нефть из Хорватии, а планирует подключиться к венгерскому участку нефтепровода «Дружба». Речь идет о строительстве трубы длиной около 130 км, которую технически можно построить менее чем за год. До этого Сербии, видимо, придется закупать нефть нероссийского происхождения по более высокой цене.

Президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан договорились о строительстве нефтепровода для поставок в Сербию российской нефти по трубопроводу «Дружба». Об этом 10 октября сообщил спикер правительства Венгрии Золтан Ковач.

Прокладка нефтепровода между странами потребовалась из-за введения эмбарго ЕС на покупку морских партий российской нефти с 5 декабря. Сейчас Сербия получает нефть для двух своих НПЗ общей мощностью более 7 млн тонн, подконтрольных NIS (56,15% принадлежит структурам «Газпрома»), по нефтепроводу от хорватского порта Омишаль. Изначально санкции ЕС предусматривали исключение для поставки нефти в Сербию, однако принятый 7 октября восьмой пакет санкций ЕС его снял. По мнению властей Сербии, это произошло из-за позиции Хорватии. По оценке премьера Сербии Аны Брнабич, запрет на поставки нефти из России через Хорватию увеличит затраты Сербии на закупки нефти на 20%.

«Дружба» идет в южном направлении из России через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию. Поставки по «Дружбе» по настоянию Венгрии исключены из санкций ЕС до конца 2024 года. Как сообщали сербские власти, планируется построить нефтепровод длиной 128 км от Нови-Сада до населенного пункта Альдье, который может стоить около €83 млн. Помимо этого, рассматривался вариант подключения к «Дружбе» около Будапешта с помощью строительства ответвления от Нови-Сада до Сазхаломбатты протяженностью 400 км стоимостью €240 млн.

В «Транснефти», операторе «Дружбы», и «Газпром нефти» ситуацию комментировать не стали.

Источник “Ъ”, близкий к правительству, отмечает, что проблем с отгрузкой нефти по «Дружбе» не будет, так как сейчас в нефтепроводе много свободных мощностей.

По его словам, само строительство нефтепровода может занять буквально два-три месяца, но до этого предстоит провести исследовательские работы и получить все согласования регуляторов, что существенно удлинит процесс.

Как отмечает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ имени Губкина Вячеслав Мищенко, нефтепровод можно запустить к середине—концу следующего года, если не затянутся согласования и лицензирование в Венгрии. С учетом разрешений для Венгрии по получению российской нефти по трубе Сербия будет обеспечена сырьем по крайней мере на два года. Основным риском аналитик считает прохождение южной ветки «Дружбы» по территории Украины.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что поставки нефти из России принципиальны для Сербии, поскольку эффективность NIS обеспечивалась во многом за счет синергетического эффекта от поставок российского сырья. Пока труба не будет построена, отмечает он, можно будет использовать существующую транспортную инфраструктуру: то есть поставлять российскую нефть из «Дружбы» по трубе через Венгрию в Хорватию, а далее по имеющемуся отводу в Сербию. Это будет дороже, но зато такую схему можно запустить очень быстро. Но тут вопрос в согласии Загреба, который, с одной стороны, помогает в этом случае Сербии получать нефть из РФ, но с другой — способствует увеличению прокачки по «Дружбе», а значит, и прибыли Украины, говорит господин Юшков.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: КоммерсантЪ, 10.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики