Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Расходы Евросоюза на импорт газа в 2022 году побьют рекорд

Расходы Евросоюза на импорт газа в 2022 году побьют рекорд

Попытки Евросоюза снизить зависимость от газа из России сейчас уже никак не связаны с санкциями и желанием сократить поступления в нашу казну. ЕС пытается делать хорошую мину при плохой игре, стараясь скрыть собственные просчеты. Газовый поток из России превратился в слабый ручеек против желания европейских стран, из-за ошибок в первых пакетах санкций, принимаемых в спешке, и злого умысла взорвавших "Северные потоки".

До последнего времени Европа не скрывала, что обойтись без российского газа не сможет и даже частичный отказ от него возможен лишь в перспективе 3-5 лет. Но жизнь внесла свои коррективы. Поставки по "Северному потоку" сначала сократились до трети, а потом и вовсе прервались. После теракта газопровод требует ремонта. Проект "Ямал - Европа" был остановлен из-за санкций, а транзит газа через Украину также находится под угрозой прекращения.

Это нефтяная отрасль - главный донор бюджета России. Больше чем наполовину поступления средств зависят от экспорта. И любые действия против нефтяной отрасли болезненны для нашей страны. А вот газа мы экспортируем меньше 30% от общей добычи, остальное - внутреннее потребление. Доходы казны от экспорта "голубого топлива" в 2021 году составили 1,1 трлн рублей. Но сюда вошли поставки в Турцию, Китай, Беларусь и другие дружественные страны, на долю которых приходится 34% от общих объемов экспорта. Кроме того, высокие биржевые цены на газ в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона компенсируют России сокращение объемов экспорта.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Сергей Тихонов

В исследовании консалтингового агентства "Яков и Партнеры" говорится, что даже при сохранении текущего сниженного потребления газа европейские страны имеют его дефицит для прохождения отопительного сезона 2022/23 не менее 10 млрд кубометров. Причем при условии мягкой зимы и рекордных объемов импорта сжиженного природного газа (СПГ), а также полного расходования газа из подземных хранилищ.

Это означает, что теперешнее проседание газовых котировок ниже 2000 долларов за тысячу кубометров лишь временная передышка. В 2020 году Евросоюз потратил на импорт газа 37 млрд евро, в 2021 году - 121 млрд евро (при средней цене 573,9 доллара за тысячу кубометров на основном газовом хабе TTF). По итогам этого года, по-видимому, даже с учетом снижения потребления газа на 15% и импорта относительно дешевого СПГ из США расходы вырастут минимум в три раза. В переводе на рубли 363 млрд евро - это почти 21,6 трлн рублей.

 

В "Яков и Партнеры" считают, что в целом энергетическая война может обойтись Европе в 1,6 трлн евро. Причем под угрозой могут оказаться до 16 млн рабочих мест, а долговая нагрузка госсектора ЕС впервые превысит объем ВВП.

В России такого коллапса не ожидается, хотя негативные последствия будут не только для доходов бюджета. Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, сокращение экспорта приведет к падению выручки "Газпрома", а это отразится на способности компании привлекать новый персонал. Ее штат в последние годы рос, несмотря на стагнацию газодобычи. Например, в 2008 году численность штата "Газпрома" (с учетом дочерних организаций) составляла 376 тыс. человек, а в 2021 году - 479 тыс. человек (прирост на 27%). При этом добыча газа у компании в 2021 году составила 516 млрд кубометров, на 6% ниже, чем в 2008 году (550 млрд кубометров).

Также возникает вопрос об инфраструктуре на территории нашей страны, которая раньше использовалась для прокачки газа в Европу. Ее обслуживали люди, она требовала присмотра, ухода и ремонта.

В целом энергетическая война с Россией может обойтись Евросоюзу в 1,6 трлн евро, а под угрозой ликвидации окажутся 16 млн рабочих мест

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, снижение экспорта газа в Европу на работе газопроводов в России не скажется. Во-первых, отчасти эта инфраструктура используется для поставки газа на внутренний рынок. Во-вторых, есть проекты по переработке газа, например Портовая СПГ или строящийся комплекс по переработке газа в Усть-Луге. Это позволит загрузить газопроводы. Если же отказ Европы от российского газа станет действительно системным и необратимым явлением, то нужно будет думать о развитии проектов по его переработке на Балтике и в Черном море. Реализация новых больших проектов скажется положительно в том числе на рынке труда, считает эксперт.

Но для строительства новых газохимических заводов нужно избавиться от зависимости от импортного оборудования. Особенно это актуально в сфере производства СПГ, где китайских альтернатив не существует.

Современных отечественных технологий мало, в частности, что касается крупнотоннажного производства, отмечает партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков. Существуют аналоги мало- и среднетоннажного производства, которые способны частично компенсировать иностранных поставщиков. При этом часть из них копируют иностранные разработки, о чем не все говорят. Для восполнения выпадающих направлений оборудования и технологий отечественными аналогами потребуется минимум 3-5 лет с учетом всех стадий разработки, считает эксперт.

Это важно еще и потому, что СПГ не коснулись западные санкции, и его можно поставлять в Европу. Для остальной продукции отечественной газохимии приходится искать новые рынки сбыта.

В Центре развития энергетики считают, что в 2023 году потребление сырья в отечественной газохимии останется в лучшем случае на уровне 2022 года, так как санкции сильно ударили по возможности экспорта российских полимеров и метанола. И хотя у новых проектов по метанолу, аммиаку и карбамиду на юге России и на Дальнем Востоке есть хороший потенциал, они просто не могут быть реализованы так быстро (с вводом в 2023 году). А ряд уже запланированных проектов по газохимии, очевидно, ждет пересмотр, отмечают эксперты.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 11.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики