Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Турция заработала до $2,5 млрд на экспорте нефтепродуктов из российской нефти

Турция заработала до $2,5 млрд на экспорте нефтепродуктов из российской нефти

Основными покупателями топлива стали США, Великобритания и Германия

Турция резко нарастила производство и экспорт нефтепродуктов за первые семь месяцев 2022 года на фоне роста импорта дешевой нефти из России, следует из данных Управления по регулированию энергетического рынка Турции (данные за июль – последние доступные). По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», турецкие нефтяные компании могли заработать на этом до $2,5 млрд.

По данным турецкого ведомства, импорт сырой нефти из России за январь–июль этого года вырос в 2,4 раза в годовом выражении до почти 5,6 млн т. Общий импорт нефти и нефтепродуктов из РФ за этот период вырос на 55% до 5,58 млн т. Единственной статьей импорта, по которой было зафиксировано снижение, стал дизель – объем снизился на 28% до 1,8 млн т. «Ведомости» направили запрос в Минэнерго РФ.

Рост импорта российской нефти позволил турецким НПЗ увеличить выпуск авиакеросина и судового топлива, следует из данных турецкой статистики. За первые семь месяцев этого года в Турции было произведено около 2,8 млн т авиакеросина, что на 57% больше, чем за тот же период 2021 г. Производство судового топлива выросло в 2,4 раза до 1,25 млн т. Общий объем производства нефтепродуктов в январе – июле в стране вырос на 14,7% до 22,36 млн т.

В результате на 69% до 2,3 млн т вырос и вывоз авиакеросина из Турции за январь – июль. Этот продукт поднялся со 2-го места на 1-е по объемам экспорта, обогнав дизтопливо. Экспорт дизеля Турция снизила на 11,5% до 1,35 млн т. Экспорт судового топлива увеличился вдвое и достиг 1,27 млн т. Поставки турецкого бензина на мировой рынок увеличились скромнее – на 25% до 1,26 млн т.

Больше всего Турция нарастила поставки авиакеросина в США. Если в январе – июле 2021 г. на Штаты пришлось около 1,8% (24 000 т) от экспорта турецкого авиатоплива, то за семь месяцев 2022 г. – уже 47,2% (около 1,1 млн т). Более чем вдвое вырос экспорт керосина в Германию (200 200 т). Его доля в турецких поставках выросла с 6,4 до 16,8%. Почти в 6 раз больше авиатоплива ушло за семь месяцев в Великобританию (70 600 т, доля выросла с 0,9 до 5,9%).

Россия готова еще нарастить поставки нефти в Турцию, сказал 12 октября на Российской энергетической неделе вице-премьер Александр Новак. Он отметил заинтересованность турецких компаний в том, чтобы больше покупать российской нефти. «Но это коммерческий вопрос, который решается между коммерческими компаниями», – подчеркнул вице-премьер.

Спотовая цена авиакеросина в Штатах 3 октября составляла $3,3 за галлон (примерно $925/т), следует из последних данных Управления энергетической информации минэнерго США. Для сравнения: в 2021 г. средняя стоимость 1 т авиакеросина в стране составляла $516, т. е. почти вдвое меньше.

«Петромаркет» оценивает дополнительный доход Турции от экспорта авиакеросина и бензина с марта, когда начал расти дисконт на российскую нефть, по июль в $1,2 млрд. На дисконте к Urals и ее закупке вместо нефти из других стран Турция могла сэкономить еще порядка $1,3 млрд, добавляет консультант исследовательской группы Мария Арье.

Такой рост турецкого экспорта произошел на фоне отказа западных стран от российской нефти и нефтепродуктов после начала СВО на Украине. США и Великобритания отказались от импорта российских энергоресурсов в марте. В ЕС запрет на морские поставки нефти из РФ вступит в силу 5 декабря, запрет на поставки нефтепродуктов – 5 февраля 2023 г., хотя трейдеры начали отказываться от поставок из России уже весной.

Одновременно с санкциями ЕС начнет действовать запрет европейских стран и членов G7 на морские перевозки нефти и нефтепродуктов из России по отгрузочной цене выше потолка. Его уровень установит картель покупателей энергоресурсов, точный уровень пока не определен. В июле источники Bloomberg сообщали, что обсуждается уровень $40–60/барр.

Из-за санкций российским компаниям пришлось перенаправлять поставки на азиатский рынок, в основном в Индию и Китай. Российская нефть Urals после начала СВО торговалась со скидкой к Brent, которая на пике доходила до $35/барр., а в сентябре снизилась до $23/барр. По данным биржи ICE, на конец торгового дня 12 октября баррель марки Brent стоил $92. Таким образом Индия с февраля сэкономила $439,7 млн на импорте российской нефти, сообщала The Times of India со ссылкой на источники в минторге страны.

Турция смогла нарастить производство и экспорт нефтепродуктов благодаря закупкам дешевой нефти в России, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Турция, Индия и Китай покупают российскую нефть со скидкой, перерабатывают ее и поставляют в Европу, поясняет он. Короткое логистическое плечо позволяет Турции отлично заработать, говорит Юшков. После санкций на нефть и нефтепродукты из России объемы таких поставок снизятся, но не обнулятся, полагает он.

Юшков считает, что в месячном выражении турецкие компании могут зарабатывать на этом «сотни миллионов долларов» из-за высоких цен. Турция нарастила производство и экспорт наиболее маржинальных керосина и судового топлива, объясняет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк.

Авторы: Дарья Савенкова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 12.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики