Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Непрочный потолок. К чему приведут ограничения ЕС по российской нефти?

Непрочный потолок. К чему приведут ограничения ЕС по российской нефти?

Начало октября ознаменовалось двумя важными решениями мирового сообщества по энергоносителям. Случайно или нет, но они последовали буквально одно за другим. Сначала случилось решение ОПЕК+ продолжить сокращение добычи нефти и довести его до 2 миллионов баррелей в сутки. Затем — решение Евросоюза о введении предельных цен на российскую нефть, экспортируемую морским путем.

О возможных последствиях решения ОПЕК+ мы рассказывали, теперь самое время более подробно остановиться на принятом ЕС потолке цен на российскую нефть. 6 октября Европейский союз утвердил восьмой пакет экономических санкций против РФ. Об этом говорится в опубликованном заявлении на сайте Совета ЕС. «Мы еще сильнее бьем по военной экономике России, ограничивая ее возможности для импорта и экспорта, и движемся в ускоренном порядке по пути к тому, чтобы покончить с зависимостью от российских энергоносителей», — заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель.

Рестрикции, в частности, предусматривают создание правовой базы для ограничения стоимости нефти из РФ. В рамках инициативы планируется запретить европейским компаниям перевозить сырье из России морем в третьи страны по цене выше определенного лимита. Сам ценовой потолок пока не был единогласно одобрен всеми странами Евросоюза. Тем не менее уже с 5 декабря соответствующий запрет на перевозки должен заработать в отношении российской нефти, а с 5 февраля 2023 года — распространиться и на нефтепродукты. «Ценовой лимит позволит резко сократить доходы России от продажи нефти… Также ограничение будет способствовать стабилизации мировых цен на энергоносители», — считают в Совете ЕС.

Напомним, ранее государства Евросоюза вслед за США и Великобританией решили ввести запрет на импорт российской нефти. Предполагается, что ограничение полностью вступит в силу 5 декабря, но будет распространяться лишь на морские поставки, а не на трубопроводные. Тем не менее в преддверии эмбарго Европа уже заметно сократила объем закупок нефти у России. Так, за первые восемь месяцев нынешнего года экспорт сырья из РФ в страны ЕС и Великобританию упал более чем на 34 % — с 2,6 до 1,7 млн баррелей в день. Об этом свидетельствуют материалы Международного энергетического агентства.

Вместе с тем РФ продолжила получать высокий объем доходов от продажи нефти за счет возросших цен на сырье и переориентации поставок в дружественные страны. Как подсчитали в Минфине, с января по сентябрь текущего года Россия заработала на экспорте нефти и нефтепродуктов 7,57 трлн рублей — на 49 % больше, чем за аналогичный период 2021‑го. В результате еще летом страны Европы вместе с США задумались об ограничении стоимости российской нефти.

Впрочем, как полагают в правительстве РФ, подобные действия нарушают все рыночные механизмы и рискуют обернуться еще большим удорожанием топлива на глобальном рынке. «Если хочешь соз­дать дефицит на мировом рынке той или иной продукции, например, нефти, нефтепродуктов, то введи обязательно ограничение цен… На сегодняшний день, к сожалению, политика преобладает над экономикой, и такие неэффективные решения приводят к тому, что будет просто рост цен и за это будут платить потребители этих стран», — заявил 5 октября российский вице-премьер Александр Новак по итогам переговоров ОПЕК+.

Похожую точку зрения ранее озвучил и президент России Владимир Путин. По его мнению, попытки ограничения цен не имеют никаких перспектив, поскольку РФ не собирается торговать по навязанным ей правилам и продавать нефть себе в убыток. На этом фоне глава государства призывал западных партнеров одуматься. «Абсолютно тупое решение. Если кто‑то попытается его реализовать, ни к чему хорошему для тех, кто принимает это решение, оно не приведет… Не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, в данном случае экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут — ничего не будем поставлять… Те, кто нам что‑то навязывает, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю», — предупреждал российский лидер в сентябре на Восточном экономическом форуме.

Характерно, что и в самой Европе крупный энергетический бизнес скептически относится к планам по ограничению цен на российскую нефть. Так, например, глава французской компании TotalEnergies Патрик Пуянне считает инициативу ЕС неудачной, пишет Bloomberg. «Я думаю, что на самом деле это плохая идея. По сути, это способ вернуть лидерство Владимиру Путину, а я бы никогда этого не сделал», — заявил Пуянне.

Как полагают аналитики, на практике своих доходов рискуют лишиться сами европейские транспортные компании, поскольку РФ может начать пользоваться услугами азиатского бизнеса для транспортировки нефти. В свою очередь тем странам, которые поддержат санкции ЕС, Россия вовсе перестанет поставлять топливо, что обернется резким увеличением мировых цен, уверены эксперты.

Как полагает аналитик компании «Телетрейд» Марк Гойхман, потолок цен никогда прежде не использовался в мировой торговле и воплотить это решение в жизнь будет практически невозможно. Новые ограничения не касаются самих стран ЕС, так как Евросоюз планирует вовсе отказаться от закупок российской нефти. Между тем другие государства — потребители сырья вряд ли поддержат такую инициативу, считает специалист. «Основные альтернативные покупатели российской нефти, в частнос­ти Индия и Китай, не высказывают готовности участвовать в подобных планах. В то же время страны ОПЕК выступают против ценового потолка для России, поскольку опасаются, что в будущем аналогичные меры могут быть приняты и против других государств-экспортеров», — объясняет Гойхман.

Более того, по его словам, сегодня ведущие позиции в морских перевозках нефти занимают компании из Греции, Кипра и Мальты, а после установления ценового потолка Моск­ва может полностью отказаться от их услуг. В этом случае все три европейские страны рискуют потерять значимую статью доходов. «Скорее всего, в реальности предел цен не будет соблюдаться компаниями. Если же европейские перевозчики станут придерживаться новых требований ЕС, их прибыль начнет постепенно переходить к компаниям из других стран — Азии, Латинской Америки и самой России. Контролировать соблюдение условий соглашения крайне проблематично, есть немало способов явно или неявно их обходить», — добавляет эксперт.

О сложностях реализации решения о ценовом потолке говорит и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. «Пока ситуация выглядит достаточно странно. Как заявил сам глава американского управления по контролю за иностранными активами Джон Смит, они не будут ловить и штрафовать морских перевозчиков российской нефти (выше ценового потолка) из тех стран, что не присоединились к коалиции. Зачем тогда было городить весь этот огород? А вообще России следует воспользоваться услугами альтернативных флотов, неподконтрольных ни США, ни Евросоюзу», — полагает Юшков.

По его мнению, кто и как будет контролировать соблюдение параметров ценового потолка, пока непонятно. «Далеко не факт, что сами европейцы станут соблюдать эти ограничения. Тем более что большинство нефтеперерабатывающих заводов на континенте могут работать только с российским сырьем из‑за особенностей его состава, а переоснащение предприятий потребует немалых затрат. Поэтому бизнес в ЕС будет искать обходные пути, новые варианты транспортировки, возможность закупаться у России тайком, без огласки», — резюмирует эксперт.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 14.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики