Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Назван ценовой потолок для российской нефти: как он повлияет на экономику

Назван ценовой потолок для российской нефти: как он повлияет на экономику

Эксперты оценили возможные потери и выгоды Москвы от новых ограничений на экспорт нефти

Минфин США предлагает установить ценовой потолок для российской нефти на уровне $60 за баррель. Об этом заявила министр финансов Соединенных Штатов Джанет Йеллен, выступая на осенней сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка. Между тем Россия неоднократно подчеркивала, что не будет поставлять энергоресурсы тем странам, которые поддержат подобные ограничения, поскольку такие меры не имеют ничего общего с основными принципами рыночной экономики. Кто больше всего пострадает в случае введения ограничений? Могут ли механизм «потолка» распространить на другое сырье и товары?

«Определенно, цена в таком диапазоне будет достаточной, чтобы считать, что Россия сможет получать прибыль от добычи и продажи нефти», – заявила Джанет Йеллен. При этом, уточнила она, предельная цена пока не определена, и Вашингтон работает со своими партнерами, «чтобы решить, какой ей следует быть».

Напомним, что именно США выступили с идеей установить лимит цен на нефть из России. Вместе с тем у Вашингтона пока не получается убедить все страны ввести предельные цены – в частности, Индию и Китай, которые являются крупнейшими импортерами нефти. Известно, что они не готовы согласиться с таким предложением.

Между тем ранее президент Путин заявил, что Россия не будет поставлять энергоресурсы тем странам, которые введут ценовой потолок на нефть. «Скажу одно: Россия не будет действовать вопреки здравому смыслу, за свой счет оплачивать чужое благополучие», – сказал глава государства.

В течение этого года наша страна и так продавала нефть на экспорт по средней цене $70-85 за баррель (с дисконтом к Brent в диапазоне $20-35 за баррель). Если продавать сырье за границу по цене в $60, это лишит государство доходов не менее, чем на 25-30%, и вряд ли правительство с этим согласится, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Главная угроза установки потолка цен на нефть из РФ заключается в том, что наша страна может вообще перестать поставлять сырье в те государства, которые присоединятся к этой инициативе. Понятно, что европейский рынок для нас практически закрыт (нет морских поставок, есть только трубопровод «Дружба», обеспечивающий меньше половины экспорта в ЕС). Если к инициативе по потолку цен, кроме G7, присоединятся Индия и Китай, это будет означать, что Москва лишается крупнейших рынков не только в Европе, но и в Азии. Обойти такие ограничения будет сложно, в результате просядет экспорт нефти и доходы бюджета, которые уже сейчас демонстрируют дефицит», – продолжает эксперт.

Тем не менее заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что Россия предпочтет сократить или вовсе остановить поставки нефти в те страны, которые поддержат ценовой потолок. По его словам, в нынешних условиях дисконт для партнеров, как премия за риск, разумен. Но в таком случае не должно быть прямого или косвенного присоединения стран-покупателей нашего «черного золота» к санкционной политике.

Руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников в свою очередь считает, что сам по себе уровень потолка не имеет особого значения. Россия в любом случае остановит поставки тем, кто этот потолок поддерживает. Поначалу это вероятно приведет к тому, что экспорт российской нефти упадет, а мировые цены на нефть – вырастут, при этом российские поставки будут осуществляться с большим дисконтом к мировой цене.

«Сейчас никто не может сказать, насколько сильно снизится экспорт и вырастут цены. Мы пока ожидаем падения экспорта нефти из РФ в декабре на 1–1,5 млн баррелей в сутки, – говорит он. – Уровень потолка дает определенное понимание планки, ниже которой Россия не будет продавать нефть даже дружественным странам. Просто потому, что если Китай, будучи крупнейшим направлением экспорта российской нефти, захочет покупать у нас нефть по $50 за баррель при мировой цене в $80, российским компаниям будет проще продать ее по $60 какому-нибудь международному трейдеру (тот сможет ее купить, поскольку цена будет в пределах потолка)».

От ценового лимита могут пострадать сами инициаторы, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, в случае значительного падения российского экспорта мировые цены рискуют взлететь до $130-140 за баррель. Государства G7 и ЕС являются активными потребителями нефти, и ее удорожание при ввозе не из РФ подхлестнет там инфляцию, расходы бизнеса и населения. Пострадает финансово и Россия, которая не в состоянии полностью переориентировать поставки на другие направления: из-за ограниченности спроса и проблем с логистикой заместить выпадающие объемы удастся не более чем на 50-60%, считает аналитик.

Автор: Людмила Александрова

Источник: МК, 13.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики