Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сделка BP – «Роснефть» беспрецедентна для российского ТЭК, и она непременно состоится

Сделка BP – «Роснефть» беспрецедентна для российского ТЭК, и она непременно состоится

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

— Насколько я знаю, сделка до сих пор находится в подвешенном состоянии, ни с одной стороны четких действий не предпринимается. Идут судебные тяжбы. Стокгольмский арбитраж ведь не блокирует сделку, он дает продление на запрет. Что любопытно, дата закрытия сделки по созданию альянса между «Роснефтью» и ВР была определена на 14 апреля. Но в связи с тем, что эти компании по срокам не успевают, суд идет на уступки и играет не на стороне ТНК-ВР. Таким образом, он дает возможность дальнейшего обсуждения сделки.

Последняя инициатива ВР — выкупить каким-либо образом долю акционеров ААР в совместном холдинге — очень интересная. Дело в том, что ВР уже принадлежат 50% акций. Если речь идет о покупке второго 50-процентного пакета, то возникает вопрос — как будет называться компания и возможно ли такое в условиях российского законодательства? Комиссия по иностранным инвестициям не позволит проводить подобные слияния. Здесь важно понять, на каких основаниях будет продана эта доля. Скорее всего, это будет продажа пакета компании «Роснефть». И тогда логика ясная — концерн будет называться Роснефть-ВР, и мы получаем решение сделки. Подоплека еще в том, что нет пока никакой реакции российского блока акционеров ТНК-ВР. Как они воспримут это решение? Наверное, им интересна заявленная сумма. Ведь речь еще идет и о премии, которую они получат, если дадут добро. Как раз сумма получается более чем существенная — 30 млрд наличными в денежном эквиваленте, это половина от собственной оценки ТНК-ВР в 60 млрд долларов. Другой вопрос, где ВР собирается брать такие инвестиции? Они же были до недавнего времени озабочены проблемой ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе. И готова ли к этому сама Роснефть, у которой существенные прибыли — более 10 млрд долларов в год. Но это не 30 млрд долларов, о которых идет речь. Если эта сделка и будет запущена, то будет проводиться не один день и, возможно, это займет какие-то годы. Это стратегическое планирование. И, кстати, идеальный вариант.

Ясное дело, что в разумном варианте компания «Роснефть» не собирается платить такие суммы, которые просит ААР. Наверняка будут предприняты какие-то рычаги административного давления. Ведь сделка была санкционирована на самом высоком уровне — президента и премьер-министра. И до вчерашнего дня в состав директоров «Роснефти» входил Игорь Сечин, который взял самоотвод. Я думаю, это повлечет за собой ослабление административных позиций «Роснефти». Любопытно, почему он ушел так сразу. Ведь вывод всех высокопоставленных чиновников из аппаратов совета директоров госкомпаний должен был пройти по инициативе президента до 1 июля. Обратите внимание, что первым выходит самая весомая фигура на российской политической арене. Не понятно, почему это происходит в таком скоропалительном режиме. И этот уход позволяет в какой-то степени на исходе сделки, так как ослабление корпоративных позиций «Роснефти». Едва ли на концептуальном уровне будут какие-то перемены. В любом случае, Игорь Сечин остается куратором энергетического комплекса РФ. Все равно он эту сделку будет отслеживать. И не раз он уже заявлял, что надеется на успех сделки — это такой посыл через СМИ лагерю ААР, которые действует нелогично и непонятно зачем саботирует сделку. Если вспомнить старые дела, когда ВР работало с «Роснефтью» на дальневосточных промыслах, то там никаких разрешений не требовалось. И неясно, почему сейчас ТНК-ВР вставляет палки в колеса и блокирует эти сделки. Понятно, что они заинтересованы в каких-то финансовых моментах. Им уже, условно говоря, отдали Ковыкту — продали по рыночной цене в районе миллиарда. Это была одна из целей в свое время ТНК-ВР — выручить за Ковыкинское месторождение сумму, соизмеримую одним миллиардом долларов. Думали, что уже это позволит альянсу «Роснефти» и ВР быть. Но, как видим, это ничего не определило.

Если уж вдаваться в детали, то надо смотреть — кто владельцы ААР: Виктор Вексельберг, Герман Хан и Михаил Фридман. И, по всей видимости, учитывая, что Вексельберг сейчас в зените, занимается правительственными проектами государственной важности и возглавляет проект Сколково, то здесь не должно быть никаких оппозиционных настроений — они там не просматриваются. Герман Хан тоже достаточно плодотворно сотрудничает с Игорем Сечиным. Возможно, конфликтная история исходит от Михаила Фридмана, который определяет линию, позволяющую получить консорциуму максимальные дивиденды.

Что касается отсрочки в получении прибыли до 2027 года, когда планируют начать добычу нефти, то тут тоже все непросто. У ВР проблемы возникли после событий в Мексиканском заливе, когда она оказалась, по сути, международным изгоем — распродавала активы, так как надо было компенсировать иски, поднимать свой авторитет и «отмывать» имидж. Поэтому компания пришла в Россию, увидев здесь хороший потенциал роста. А «Роснефти» ВР выгодна с точки зрения технологий. Ведь чтобы добывать в Мексиканском заливе нефть, нужно использовать глубоководные технологии добычи и большой опыт, который есть у ВР, справившейся в итоге с аварией и получившей этот, прямо скажем, боевой опыт. Пусть сумасшедшими вливаниями и силами, но проблема решена. Кстати, ВР пророчили крах и говорили, что больше на рынке не будет компании в том виде, в каком она была. Однако ВР восстановилась. И это, в том числе, и заслуга менеджмента. В выборе «Роснефтью» ВР сыграло понимание того, что ВР — лидер освоения сложных шельфовых залежей, которые есть и в Карском море, где предполагается бурение. Это и работа на долгосрочную перспективу, и запасы на баланс ВР, которая их таким образом может увеличить. Это важно, так как является хорошим стимулом для восстановления капитализации ВР. Так что ВР это выгодно и с точки зрения запасов, и с точки зрения горизонта — когда будет долгосрочная перспектива, можно будет планировать нефтедобычу. «Роснефть» же получает не только технологии. После обмена акциями компания приобретет транснациональный статус, что дает защиту акционерного капитала от политических рисков в той или иной степени. Плюс может быть расширен коридор обмена. Пока речь идет о 5% акций ВР на 10% «Роснефти». Но потом ведь можно и увеличить объем. Кроме того, в Карском море ценовая конъюнктура может разогнать освоение шельфа, который рано или поздно станет рентабельным. То есть горизонт может приблизиться, и речь будет идти не о 2027 году, а о 2020, например, когда будет разумно начинать осваивать шельф.

Я полагаю, что альянсу все-таки быть. Развязка должна последовать, так как государство не должно проигрывать в этой ситуации. Должны понимать ребята из ТНК-ВР, что будут встречные иски за срыв сделки. И речь пойдет уже о существенной сумме, и не в 5 долларов. Может прозвучать сумма, адекватная потере капитализации «Роснефти» от этих манипуляций. Она вполне может выкатить иск, соизмеримый в 3-5-6 млрд долларов. Это уже существенная сумма, которую вполне вероятно взыскать. Наверняка арбитражи встанут на защиту «Роснефти», которая будет действовать по условию договора. «Попадает» в этом случае не только ТНК-ВР, но и сама ВР. Будет опять треугольник, стороны которого будут решать — платить или не платить. Ситуация еще больше усложнится. Если уж на таком высоком уровне не могут принять таких концептуальных верных решений, то это говорит о том, что конфликт действительно сложный и нетривиальный. Это беспрецедентный случай в российской практике топливно-энергетического комплекса — и сама сделка уникальна по своим характеристикам, масштабу и по участию сторон — много кланов, интересов. Это дело не может так просто быть разрешимо. Сейчас главное — получить принципиальное согласие на выкуп. Техника сделки будет определена уже позже, как и ее механизмы. Это дело не одного дня и месяца.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 12.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики