Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик объяснил причины отсутствия согласованных в ЕС мер по энергетике (аудио)

Аналитик объяснил причины отсутствия согласованных в ЕС мер по энергетике (аудио)

Аналитик Юшков: страны ЕС не утвердили пакет мер поддержки энергетики, потому что сделать это крайне сложно

Страны Евросоюза (ЕС) не смогли утвердить предложенный Еврокомиссией (ЕК) новый пакет мер поддержки энергетики, включающий сдерживание цен на энергоносители, потому что сделать это крайне сложно, рассказал «Известиям» 21 октября ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ранее в этот день Reuters сообщило, что лидеры ЕС завершили очередные дебаты о борьбе с энергетическим кризисом, не утвердив рассматриваемые меры.

«Они не могут согласовать пакет поддержки энергетики, по некоему сдерживанию цен по причине того, что сделать это крайне сложно», — сказал Юшков.

Он уточнил, что в рамках борьбы с энергокризисом в ЕС изучаются два варианта. Первый — попытка диктовать поставщикам, какой будет стоимость ресурсов.

«Но здесь для Европы сложность в том, что нужно договариваться с поставщиками. И у них возникают вопросы, могут ли европейцы шантажировать всех или хотя бы часть поставщиков. <…> И это страшно только для тех поставщиков, которым некуда больше поставлять на другие рынки газ», — объяснил эксперт.

Аналитик подчеркнул, что Россия по политическим мотивам не будет соглашаться с установлением потолка цен на энергоносители и «Газпром» будет трактовать такое ограничения цены как нарушение условий контракта.

Он напомнил, что ранее европейцы настояли на изменение долгосрочных контрактов — у кого была привязка к стоимости нефти, тех заставили переписать контракты, чтобы была привязка к спотовому рынку. Однако теперь на спотовом рынке наблюдаются высокие цены.

Юшков предположил, что, возможно, какая-нибудь страна могла бы пойти на условия по ограничению стоимости, но сложно представить, какая именно. При этом он отметил сложное положение Азербайджана.

«Страна поставляет в Европу 10 млрд куб. м. Если европейцы не будут брать эти объемы, то газ поставлять Азербайджану некуда, потому что СПГ-заводов у него нет. Но это небольшие объемы, и, наоборот, европейцы не так давно ездили в Азербайджан и договаривались о перспективах увеличения вдвое поставок. Если они сейчас будут шантажировать, то планы нарастить закупки у Азербайджана встанут под вопрос», — рассказал он.

Говоря об Алжире и Норвегии, поставляющих газ в Европу трубопроводным способом, он уточнил, что у этих стран есть заводы по сжижению газа. Если в ЕС попытаются ввести потолок цен для этих поставщиков, то они постараются максимизировать сжижение газа, минимизировав экспорт газопроводами, предположил аналитик.

«Попытаться установить потолок цен на СПГ поставщиков было бы авантюрным решением. Потому что у поставщиков СПГ всегда есть выбор, куда отправить — на европейский рынок или на азиатский. В Европу приходит очень много СПГ именно потому, что там самые высокие цены в мире. Если эта цена будет ниже, чем на азиатских рынках, то газовозы просто развернутся и уйдут в Азию, европейцы столкнутся с колоссальным дефицитом», — объяснил Юшков, уточнив что это будет ударом по энергетике ЕС.

По его мнению, другой способ по сдерживанию роста цен — субсидирование, в результате которого конечный потребитель платил бы только часть стоимости, а остальное оплачивало бы государство. Но в таком случае вопрос — насколько хватит у европейцев денег. Если они решат напечатать дополнительные объемы средств, то это разгонит инфляцию в ЕС, подчеркнул он.

В результате сделать ничего невозможно, коме как принять решение о нормативном принудительном сокращении объемов потребления, отметил аналитик. Однако сокращение и так происходит: в Европе закрываются промышленные предприятия на фоне подорожания энергии. Ускоренное уменьшение потребления ударит по экономике, добавил эксперт.

«Поэтому и не могут договориться (утвердить меры поддержки энергетики. — Ред.), в связи с тем что все знают, что обсуждаемые меры не сработают либо нанесут колоссальный экономический ущерб самим европейцам», — заключил Юшков.

18 октября газета The Financial Times написала, что министр энергетики Катара Саад аль-Кааби и глава государственной газовой компании QatarEnergy спрогнозировал в Европе усугубление энергокризиса из-за истощения существующих запасов газа в 2023 году.

В середине апреля президент России Владимир Путин отметил, что отказ ряда западных стран от нормального сотрудничества с российской стороной и от части российских энергоносителей нанес удар по экономике государств, где теперь поднимаются цены, инфляция зашкаливает.

Источник: Известия, 21.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики