Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Комарова вступилась за небольшие нефтяные компании в Югре

Комарова вступилась за небольшие нефтяные компании в Югре

Предложение в Минприроды уже отправлено

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова предложила без конкурсов передать нефтяным компаниям 75 участков недр. По мнению экспертов, опрошенных NEFT, эта инициатива поможет небольшим нефтяным компаниям выжить на рынке.

«Мы направили свои предложения в Минприроды России по 75 участкам недр, которые, на наш взгляд, уже в этом году нужно передать недропользователям без конкурса», — сообщила губернатор Югры. Заявление было сделано во время сессии «Нефть: стратегия развития» форума «Российская энергетическая неделя». Мероприятие было посвящено проблемам, стоящим перед нефтяной отраслью, изменениям ресурсной базы и роли нефтянки в экономики страны.

В своем выступлении Наталья Комарова рассказала, что на данный момент эксперты предлагают несколько противоречивых сценариев: от падения до сохранения и даже роста объемов добычи нефти.

«По прогнозу международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть к 2025 году вырастет на 6,6 млн баррелей в сутки», — сказала Наталья Комарова.

Что же касается предлагаемых участков, то по данным специалистов, запасы здесь составляют около 160 миллионов тонн нефти, а ресурсы — в 730 миллионов тонн. По мнению губернатора Югры, недра нужно передавать на максимально простых условиях, чтобы получить прогнозируемую доходность.

По мнению экспертов нефтяной отрасли, такое решение позволит упростить процесс получения участков, а их дальнейшая разработка принесет новые доходы.

«Конечно, это упрощает все процедуры, ускоряет принятие инвестиционного решения, отменяет платежи в рамках конкурса. Мы разрабатываем полезные ископаемые, чтобы государство монетизировало эти запасы, чтобы они превращались в деньги и шли на общественные нужды. Однако нужно смотреть каждый отдельный участок. Возможна там конкуренция между компаниями или нет. И исходя из этого принимать решения. Универсального нет. 160 млн тонн небольшие запасы. Но опять же нужно смотреть соотношение. Может, там все участки маленькие, а один большой. Если же это размазано по множеству месторождений, то извлекаемые объемы будут еще меньше, ежегодная добыча тоже не очень большая», — считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Президент союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль считает, что предложенная мера призвана поддержать малые нефтяные компании, которые не обладают большим финансовым потенциалом.

«Малые месторождения, а это наверняка такие, вообще нужно отдавать без конкурсов тем, кто хочет их разрабатывать. То же самое касается, кстати, трудноизвлекаемых запасов, по которым у нас не отработаны технологии. Там часто на конкурсы вообще никто не заявляется. Так что для определенной группы месторождений такая инициатива вполне приемлема. Мы уже много раз говорили, что они должны отдаваться малым компаниям.

Денег свободных у них нет, чтобы платить за участие в конкурсе, кредиты сейчас брать проблематично. Им нужна поддержка. Думаю, Наталья Комарова делает один из шагов в этом направлении.

Если предложение согласует Минприроды, спрос на эти участки будет», — сказал Геннадий Шмаль.

Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин, в свою очередь, предположил сценарий, по которому, напротив, участки могут получить в разработку крупные государственные компании. Однако активно разрабатывать их пока не будут.

«В условиях санкций и грядущего эмбарго нефтяные компании не будут увеличивать добычу и браться за новые проекты. Они окупятся лет через десять, а прогнозировать на такой большой срок сейчас нереально. Лицензионное соглашение должно предусматривать график работ, начиная с сейсмической съемки и бурения разведочных скважин. Брать на себя такие обязательства… Участки могут взять госкомпании, получить бюджет, но серьезно их разрабатывать не будут», — считает Михаил Крутихин.

Автор: Сергей Птицын

Источник: NEFT, 21.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики