Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкерам пророчат тень

Танкерам пророчат тень

Как РФ может продавать нефть после введения потолка цен

Россия создает теневой флот для обхода западных нефтяных санкций. По данным Bloomberg, для поставок сырья Москва будет использовать сложную и «часто скрытную» сеть «судов, собственников, портов и безопасных проходов». В США тем временем обсуждают менее жесткий вариант потолка цен на российскую нефть. Планку могут установить на уровне выше $60 за баррель, отмечает Bloomberg. Тему продолжит Даниил Бабкин.

Главным вопросом для Запада при введении потолка цен был даже не уровень, на котором должна быть установлена планка, а то, как заставить следовать весь мир установленной стоимости. В частности — Индию и Китай — основных покупателей российского сырья. Очевидным способом оказалось давление на рынок страхования и перевозки, где основное влияние имеют европейские компании. Предполагалось, что перевозчики откажутся работать с российской нефтью из-за угрозы санкций.

Альтернатива для Москвы — создать теневой флот с неизвестными владельцами. На случай если западные компании будут пристально следить за ценой, по которой куплена нефть, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если Штаты установят потолок в $60, российские компании им скажут: пожалуйста, вот вам справка о том, что нефть залита по $60. Формально перевозчик не обязан проверять достоверность документов. Но на случай, если санкционные власти будут придираться и что-то перепроверять, Россия создаст специальный флот. Таким образом Москва сможет транспортировать объемы нефти, которые раньше шли в Европу, на азиатские рынки. При этом танкеры не будут отправлять никакие документы в США, а перевозить только российскую нефть.

Вашингтон между тем немного смягчил условия потолка цен, по крайней мере, по информации Bloomberg. Издание отмечает, что сейчас обсуждается ограничение стоимости в $60 за баррель Urals. Но поскольку такая мера будет введена одновременно с отказом Европы от российской нефти, а Китай и Индия к потолку не присоединятся, имеет смысл говорить о ценах именно для азиатских партнеров.

Они, естественно, потребуют скидок, так что реальная стоимость Urals будет между ценой на Brent и установленной Западом планкой, говорит независимый аналитик Дмитрий Лютягин: «Если потолок окажется более или менее приемлемый для Российской Федерации, то объемы поставок сохранятся.

Полагаю, что цены, которые мы видим сегодня по Brent — $80-100 за баррель — это тот диапазон, в котором они могут оставаться достаточно продолжительный период времени.

Думаю, что планка в районе, например, $70 или $75 за баррель по Urals была бы для Москвы приемлемой, потому что по этой цене мы продавали топливо в начале спецоперации».

В таком случае принципиально для России изменится немного — отечественная нефть и сейчас продается по сопоставимым ценам и с внушительными дисконтами.

Другой вопрос, получится ли полноценно заменить европейский рынок азиатским за счет теневого флота? Возможно ли это физически — перевезти столько нефти всерую?

Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов напоминает, что прецеденты уже были: «Конечно, случай уникальный, но у нас есть пример Тегерана. Некоторые западные источники оценивают общий экспорт нефти и нефтепродуктов из Ирана в 2,5-3 млн баррелей в сутки. Если мы посмотрим на те показатели, которые удается увидеть по отслеживанию судов, по транспондерам, то увидим, что экспорт из этой страны составляет 0,5 млн баррелей в сутки. То есть порядка 2 млн баррелей в сутки, может быть, чуть больше, мы не видим — это и есть тот теневой флот. Считается, что некоторые покупатели даже не знают, что фактически приобретают иранскую нефть».

Правда, экспорт у России ощутимо больше, чем у Ирана. В 2021 году он был чуть больше 4,5 млн баррелей в сутки. Есть и еще одно потенциальное осложнение. Крупнейшие российские нефтеналивные терминалы расположены на Балтике. Теоретически Европа может организовать досмотр танкеров на выходе из моря. Хотя эксперты отмечают, что это крайняя мера.

Автор: Елизавета Скобцова

Источник: КоммерсантЪ FM, 24.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики