Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil: Россия в одностороннем порядке прекратила участие компании в «Сахалине-1»

ExxonMobil: Россия в одностороннем порядке прекратила участие компании в «Сахалине-1»

По мнению эксперта, ExxonMobil сама довела ситуацию до крайности, фактически саботировав работу проекта и не делая попыток ни остаться в нем, ни продать свою долю. Риск судебных исков со стороны ExxonMobil оценивается как минимальный

Американская ExxonMobil объяснила свой уход из России. В компании считают, что российские власти в одностороннем порядке прекратили ее участие в «Сахалине-1», создав нового оператора проекта, сообщал Reuters.

В апреле «дочка» ExxonMobil, которая тогда была оператором «Сахалина-1», объявила форс-мажор и начала сокращать добычу нефти. В августе ExxonMobil сообщила, что ведет деятельность по передаче своей 30-процентной доли в проекте неназванной третьей стороне. 7 октября Владимир Путин подписал указ, запрещающий до 31 декабря этого года акционерам из «недружественных» стран совершать покупки и продажи долей в стратегических предприятиях и проектах. Через неделю был создан российский оператор «Сахалина-1».
Решение ExxonMobil объявить о вынужденном выходе из проекта комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«По сути сейчас истекает срок, когда нужно либо было написать заявление о том, что ты хочешь сохранить долю в проекте, либо если ты этого не делаешь, то фиксируется по сути выход из проекта. И ExxonMobil сейчас должна была хоть как-то прокомментировать. Ясно, что они не напишут заявление о том, что хотят сохранить долю, и история повторяется абсолютно такая же, как и с «Сахалином-2», только там по результатам изменений вышел Shell, здесь ExxonMobil. Они, с одной стороны, объявили о том, что хотят выйти из проекта, а с другой стороны, ничего не делали для этого. То говорили, что, знаете, сейчас конъюнктура не та, мы ищем покупателя, но не можем найти, потому что в таких условиях никто за какую-то более-менее вменяемую сумму у вас эту долю не выкупит. Поэтому они не хотели оставлять свою долю в проектах за три копейки, но при этом, заявив, что они выходят из российских активов, они убрали имиджевый пресс, который на них оказывался со стороны западного сообщества. Но ExxonMobil занял абсолютно неконструктивную позицию, они по сути начали саботировать работу всего проекта, они остановили добычу на всем проекте, и в этих условиях, конечно, России нужно было что-то делать. Просто смотреть, как проект остановлен и заморожен, наверное, российские власти не хотели. Поэтому тут ExxonMobil сам вынудил поставить вопрос о том, уходят они или нет, и вопрос о создании нового оператора. А сейчас явно, что в отличие от «Сахалина-2», наверное, нового акционера в «Сахалине-1» не появится, это будет просто передача доли ExxonMobil «Роснефти». И пока, наверное, все-таки непонятно, будет ли ExxonMobil судиться с Россией, будет ли он считать это экспроприацией и прочими вещами, за которые можно подавать в суд на государство. Точно также как с «Сахалином-2» Shell пока никаких исков не подавала, поэтому, может быть, и ExxonMobil тоже каких-то исков подавать, по крайней мере, пока не будет».

«Сахалин-1» — крупный инвестиционный шельфовый проект, реализуемый на условиях соглашения о разделе продукции. Само соглашение было подписано в 1996 году, добыча нефти и газа началась в 2005-м. В отличие от ExxonMobil, два других иностранных участника — индийская ONGC и японский консорциум SODECO — не планируют выходить из проекта.

Источник: BFM.RU, 28.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики